на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Беседа в Сети: Петр Поспелов

 

Петр Поспелов. Фото Андрея Титова. Архангельское, 2001Как Вы пришли в музыкальную профессию, с чего все началось? У кого Вы учились?

Началось с чтения "Диалогов" Стравинского. Окончил Московскую консерваторию, защищал диплом по минимализму и репетитивной технике, моим научным руководителем была Инна Алексеевна Барсова. В числе педагогов, открывших мне суть музыки, также хочу назвать Виктора Павловича Фраёнова, у которого занимался анализом еще в Мерзляковском училище. Впрочем, я тогда принимал только авангард, а Виктор Павлович заставлял анализировать Рахманинова и Прокофьева и морщился, слыша мои безапелляционные реляции.

Как в Вашей жизни соотносятся сочинение музыки и журналистика? Как профессия и хобби, или как равнозначные грани творчества?

Они дополняют друг друга. Когда сам пишешь музыку, лучше понимаешь, как устроена музыка вообще. Когда много ходишь на концерты, слышишь музыкантов, чья игра порой наталкивает на какие-то идеи. Благодаря занятиям критикой, я познакомился со многими музыкантами – это произошло само собой, поскольку я никогда специально знакомств не искал. С некоторыми, увы, испортил отношения. Но с некоторыми зато подружился. Моя профессия – журналистика, редактура, руководство. В том числе и руководство сочинением музыки. Хобби у меня нет.

Что Вы начали делать раньше: сочинять музыку или критиковать тех, кто сочиняет?

Сочинять чуть раньше – даже если не считать юношеских опытов. Но творческие опыты начались не с музыки. В 1986 - 1991 годах я снимал фильмы как режиссер параллельного кино. ТПО "Композитор" появилось в 1991 году, а на службу в первую свою газету – "КоммерсантЪ" – я поступил в 1993-м. Семь лет занимался только журналистикой. В 2000 году возобновил ТПО "Композитор" и занялся музыкальными кураторскими проектами.

Сочиняете ли Вы чистую музыку, скажем симфонии, или и такие синтетические жанры, как опера, кантата и пр.?

Кантата и опера, вообще музыка, связанная со словом, – наше центральное направление. Но есть и инструментальные сочинения. Симфоний пока не писали, но такие планы тоже есть.

Кто был инициатором ТПО "Композитор", и кто входит в его состав? Существует ли ТПО сейчас? Если да, то каковы его ближайшие планы?

В начале 90-х ТПО "Композитор" возникло скорее как идея коллективного творчества. Тогда мы успели сделать лишь пару экспериментальных компьютерных проектов в студии "Термен-центра". В 2000-е годы ТПО "Композитор" сменило курс, теперь мы работаем в классических координатах. Мы никак не определяем наш стиль (понятия стиля вообще для нас не существует), но если о нас говорят "настоящая классика" (именно в кавычках), то это ближе всего к истине.

Постоянного состава у ТПО нет, я каждый раз привлекаю тех композиторов (они у нас называются ответственными мастерами), чьи сильные стороны могут послужить конкретному проекту. В разные годы в составе ТПО работали Сергей Загний, Игорь Зубков, Дмитрий Рябцев, Дмитрий Курляндский, Валерий Белунцов, Вера Иванова, Владимир Николаев и другие мастера. Нередко я пишу всё один, но и в этом случае подписываю сочинение ТПО "Композитор". Композитором я сам себя не называю. Сколько бы мастеров не работало – пусть один, но сам тип индивидуального композиторского творчества к нам неприменим.

Сейчас мы заканчиваем одновременно две оперы – большую оперу "Селима и Гассан", действие в Багдаде, на оригинальное либретто XVIII века, найденное в архивах музея-усадьбы "Архангельское", и камерную оперу ABCD (рабочее название), это рекомпозиция сонат Моцарта для четырех певцов и пианофорте. Как видите, Моцарта мы тоже зачислили в ТПО, так же как до этого Вагнера и Жоскена.

Среди российских музыкальных критиков у Вас репутация одного из самых бескомпромиссных. Какими принципами Вы руководствуетесь при оценке чужого сочинения/исполнения?

Критик обязан писать не для композитора или исполнителя, не для его знакомых и друзей, а исключительно для читателя. А читатель вправе знать чистую правду. Конечно, быть стопроцентно объективным критик не может, но он должен к этому всячески стремиться.

Портал MusicCritics.Ru – это одно из пособий для нашего изучения критики (нашего – в Нижегородской консерватории). Как возникла идея портала?

Портал находится лишь в зачаточной стадии. Как и многие критики, я собираю свои публикации в электронной форме. И не только свои, но и тех своих коллег, кто писал или пишет для той газеты, в которой я работаю (с 2003 года – в газете "Ведомости"). Вот я и сложил их на портале MusicCritics.Ru. Я не расцениваю его как личный портал и надеюсь, что вскоре ведущие музыкальные критики положат туда же все свои публикации. Особенно важно выкладывать те публикации, которые ныне не хранятся в электронных архивах самих газет. Общими усилиями можно было бы создать архив музыкальной критики от Одоевского до наших дней. Приглашаю к сотрудничеству энтузиастов. Важно и то, что портал MusicCritics.Ru увязан с порталом RussianComposers.Ru: на страничках композиторов можно найти публикации об их творчестве. Они пока далеки от полноты, тем не менее, посетители интернета уже их ищут и находят.

Гипотетически: с кем из критиков прошлого (Одоевский, Серов, Стасов и пр.) Вы бы хотели встретиться? И что бы ему сказали?

С Сабанеевым. Его слог и строй мысли мне особенно импонируют. Я бы ему сказал две вещи. Во-первых: как Вам было не совестно писать про премьеру "Скифской сюиты" Прокофьева, не сходив на концерт (как многие знают, премьеру отменили, и Сабанеев со своей рецензией имел бледный вид)? Во-вторых: как Вам, не слыша "Скифской сюиты", удалось написать о ней столь точные слова, что они и по сей день воспринимаются как глубокое суждение?

 

Беседовала арт-журналист II курса ФДО Татьяна Родионова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт