на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Пять дней с раздутым мехом

Серьезность этих инструментов, их способность к выживанию и развитию в современной жизни доказал весенний фестиваль «Баян и аккордеон в Нижнем Новгороде», состоявшийся в первые дни марта.

 

Фестиваль был задуман и организован двумя видными пропагандистами этих инструментов в нашем городе В. И. Голубничим и Ю. Е. Гуревичем. Действо проходило в пять дней, каждый из которых был весьма насыщен событиями. Звучали обработки народных песен, транскрипции и сочинения современных авторов. Выступали как однородные ансамбли, так и с самыми разными народными и академическими инструментам. Выступавшие активно использовали современные цифровые технологии, а также усовершенствованные инструменты: например аккордеон с клавиатурой Н.А.Кравцова или баян с дифференциалом И.Жильцова. Кстати, сам Игорь Жильцов был в числе приглашенных гостей. Созданный им баян отличается тем, что мех инструмента разделен перегородкой. Это дает больше приемов игры (например, в одной руке – протянутая мелодия, в другой – некое движение), которые ранее можно было осуществить только на двух баянах. По словам Юрия Гуревича «данный инструмент очень интересен по тембру и возможностям репертуара. Пока в России, да пожалуй, и в мире, этот инструмент звучит достаточно редко».

Проходившая второго марта конференция стала своеобразной преамбулой к теме концерта «Баян, аккордеон – новые идеи», правда почему-то в концерте не продолженной. Приглашенные выпускники нашей консерватории рассказали о себе и о своих разработках. Например, первый из выступавших - Александр Чучаев – кроме преподавания в школе, занимается электронной обработкой музыки для баяна и микрофона.

Еще двое выпускников – Евгений Суслов и Дмитрий Карташов, нашли свое призвание в сочинении как переложений, так и авторских произведений.

А студент консерватории Василий Форрат подробно рассказал об аккордеоне с клавиатурой Н.А.Кравцова - инструменте, на котором он играет уже третий год. Большие технические и выразительные возможности этого аккордеона

позволяют исполнять множество переложений, недоступных аккордеонам с обычной клавиатурой.


ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. «Artis+Ars Mobile»: Баян и скрипка – «Адам и Ева».

Концерт, открывавший фестиваль, стал своеобразным «мостиком» – между академическими инструментами – в частности скрипкой, и народными - баяном. Заслуженная артистка России, профессор София Пропищан и Лауреат международных и всероссийских конкурсов, доцент Юрий Гуревич исполнили по два произведения сольно. Получилась своеобразная экспозиция, показ инструментов, перед тем как соединить их в заключительном произведении – «Адам и Ева» М. Броннера, на премьеру которого в Нижнем Новгороде приехал сам автор.

«Адам и Ева» для скрипки и баяна продолжает цикл произведений, написанных автором на сюжеты Ветхого Завета. Интересной оказалась сценическая подача. В процессе игры исполнители описывают полукруг друг к другу: первая часть исполняется спиной к спине, вторая – бок о бок, третья – лицом к лицу… Эта лирическая пьеса с элементами музыкального театра получила заслуженную реакцию публики – исполнителям пришлось играть «на бис».


МИХАИЛ БОРИСОВИЧ БРОННЕР (род.1952г.) Автор более 100 произведений различных жанров, в т.ч. опер, 18 инструментальных концертов и произведений для симфонического оркестра. Значительно место в творчестве композитора занимают сочинения, связанные с образами и сюжетами Библии: «Из книги пророка Исайи» (1997), «Евангелие от саксофона» (1997), «Страсти по Иуде» (1998), «Авраам и Исаак» (1998), «Адам и Ева» (1999). Произведения М.Броннера записаны на семи CD и двух пластинках. В 2002г. М.Броннер назван «Композитором года» по версии газеты «Музыкальное обозрение».


ДЕНЬ ВТОРОЙ. Большие премьеры в Малом зале.

Все дело в том, что этот день был целиком посвящен музыкальным премьерам. Впервые звучали произведения таких авторов как С. Беринский, А. Белошицкий и Д. Карташов. Приятно, что исполнение этих произведений доверили нашим студентам! Надо сказать, что справились они достойно. Больше половины этих сочинений принадлежат украинскому композитору Александру Белошицкому. Он довольно известен в России в композиторских кругах, но не широкой публике. Ему, по словам Юрия Гуревича, планировалось посвятить целый сольный концерт – почти так и получилось.

Из наиболее ярких произведений стоит отметить «Miserere» С. Беринского. Молитва «Помилуй меня, Господи» - для голоса, баяна и фортепиано.

Во всём творчестве Беринского звучит неизменная романтическая нота – тема одиночества художника. В его музыке слышна попытка излить душу, докричаться до окружающего мира. Вероятно, не случайно, с годами он обратился к сюжетам Ветхого Завета и литургическим жанрам.

«Miserere». Покаянный монолог: от смиренного преклонённого шёпота до экстатического крика, от просьбы до угрозы. Самобичевание и самолюбование. Молясь, мы просим, и чаще всего - за себя.

Сурово-мрачное ворчание баяна, из глубин мехов-подсознания которого В. Кирсанов словно с трудом извлекал слова-звуки, поддерживалось «колокольным звоном» фортепиано В. Горбуновой. Взволнованное сопрано К. Мамедовой усилило напряжение общего звучание.


ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Есть идея!

Проблема баянного репертуара сегодня стоит особенно остро. В связи с малоизученностью, своеобразным «прикладным» ореолом, композиторы мало пишут для него. Исполнителям самим приходится искать выходы, играть-то что-то надо!

Третий день фестиваля показал, насколько транскрипции и переложения самой разнообразной музыки расширяют репертуар. В качестве примера в концерте звучали переложения для баяна Евгения Суслова сочинений М.Мусоргского, И.Стравинского и И.Штрауса. Что ж, как выход из положения – это приемлемо.

 Участником этого дня также стал В.Форрат - первый и пока единственный исполнитель в Нижнем Новгороде на необычном инструменте – аккордеоне с клавиатурой Н.А.Кравцова.


ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. Молодые лауреаты.

Кто же они? Знакомьтесь: А.Дударев, В.Пеунов, Н.Власов – лауреаты российских и международных конкурсов. И программа этого дня была обширнее предыдущих: от Баха через Шнитке, Кусякова к Гальяно и Пьяццолле, и заканчивая аранжировками самих исполнителей.

 Пожалуй, это был самый яркий день фестиваля, собравший полный зал. Каждый буквально «горел» тем произведением, что исполнял: если «Пассакалия» И.С.Баха прозвучала у А.Дударева как философский монолог, то «Барыня» А. На Юн Кина в исполнении В.Пеунова заставила притоптывать весь зал!

 Про второе отделение, которое было целиком отдано Никите Власову, стоит писать отдельно. Поистине – это человек-огонь, магнит, притягивающий взгляды каждого. Вот где энергетика! Играет ли этот артист (а про него хочется сказать – настоящий артист) сольно, либо в ансамбле – это искусство! Ансамбль под руководством Н. Власова завершал этот день. Стоит сказать о том, что коллектив состоит также из лауреатов: Александр Миндиашвили (скрипка), Игорь Мажаров (фортепиано), Ровшан Мамедкулиев (гитара), Юрий Барсуков (контрабас), Алексей Поспелов (перкуссия). Оригинальное решение с приглушённым светом на сцене и полной темнотой в зале вызвало приятные ассоциации с неакадемическим концертом. Да, по сути, музыка А.Пьяцоллы и Р.Гальяно не академическая. Но как же хорошо играли, ей богу, даже слёзы на глазах у многих выступили! Вот где искусство и проживание на сцене каждой минуты неповторимого музыкального времени.


ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Да здравствует «Гармония»!

Гармония, как известно, бывает разная – начиная от учебного предмета, заканчивая гармонией душевной, а также гармонией отношений. Настоящую гармонию – и музыкальную и личностную – я увидела во втором отделении гала-концерта фестиваля. «Гармония» - это трио баянистов, наших выпускников, которые начали совместную деятельность еще в училище.

Ребята с первого произведения зажгли зал настроением праздника, невероятной свободой, театрализацией действия – не надуманной, а естественной. Исполнители общались друг с другом, перекидываясь «фразами» и «передразниваниями» посредством инструментов, пританцовывали. Понятно, что публика отпустила их со сцены не сразу. Ради того, чтобы увидеть этот коллектив, стоило потратить выходной, сходив на этот концерт!

В первом отделении, увы, не все было столь гармонично. В частности, осадок оставило долгое ожидание изобретателя баяна с дифференциалом, который по необъяснимым причинам пропал, в то время когда уже был объявлен. В итоге публике пришлось ждать 10 (!) минут, не наблюдая на сцене НИКАКОГО действия. Конечно, вышел другой исполнитель, а «потерянный» гость выступил позже, но, в целом, в первом отделении возникло устойчивое ощущение спонтанности происходящего.

Но трио баянистов с оправдавшим себя названием сгладило все неприятные моменты. Ребята показали себя настоящими профессионалами - эти творческие и веселые люди не случайно оказались вместе. Им вполне можно было доверить и весь концерт, тем более, что публике явно не хватило общения с этим ансамблем.

В целом, то, что фестиваль состоялся – большая заслуга организаторов, собравших вместе стольких исполнителей. Баян и аккордеон действительно заслуживают внимания современных композиторов. Возможности этих инструментов совершенствуются, а репертуар расширяется. Какое будущее у них – останутся «прикладными» народными инструментами или будут признанными среди «академических» – покажет время. Но этот фестиваль – может стать ступенькой на пути к их признанию. Как сказал на закрытии Юрий Гуревич: «Праздник удался! Ура!». С праздником!


 

Материал подготовили арт-журналисты I курса ФДО,

 Анастасия Ишкирейкина и Александра Ширяева

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт