на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Конкурс имени А.Нестерова: четыре года спустя. (часть третья)

В начале торжественной церемонии на сцену были приглашены все члены жюри. Как и на открытии конкурса, слово взял ректор нижегородской консерватории, председатель жюри Эдуард Борисович Фертельмейстер:

«Закончился марафон, который требовал внимания, выдержки и терпения от всех людей, принимавших участие. Закончился марафон, который стал радостью для нижегородской консерватории. Все участники получили высочайшую школу своего профессионализма. Мы считаем, что второй по счету конкурс прошел намного лучше, чем первый. Мне лично посчастливилось работать с интереснейшими людьми, лучшими представителями российских школ игры на медных духовых и ударных инструментах. Работа для членов жюри оказалась на удивление легкой, так как серьезных разногласий не было. Весьма впечатляют результаты конкурса. Победили сильнейшие, как и должно было быть».

Первыми были объявлены лауреаты по специальности «ударные инструменты». Их награждали Дмитрий Лукьянов, Игорь Кораллов и, конечно же, один из лучших перкуссионистов мира, профессор из Швейцарии Мирче Арделеану. Дипломы I-ой степени из их рук получили Илья Мелихов (РАМ им. Гнесиных) и Виталий Мартьянов (РАМ им. Гнесиных). Особый приз был приготовлен самому молодому участнику - семнадцатилетнему Дмитрию Нилову.

 

Лауреатов по специальности «валторна» награждали Леонид Мельников и Юрий Самарский. Первую премию в честной борьбе завоевал Артем Мартыненко (РАМ им. Гнесиных).

Первое место по специальности «тромбон» получил Иван Поповский (РАМ им. Гнесиных). Его награждали Виктор Баташов и Владимир Хаимович Школьник.

Владимир Досадин и Евгений Петров вручали ценные призы лауреатам по специальности «туба». Обладателем Первого места и гран-при стал Фиргат Мусин (РАМ им. Гнесиных).

Все преподаватели, подготовившие лауреатов, были отмечены дипломами конкурса.

Владимир Николаевич Досадин, один из лучших преподавателей тубы в России получил два диплома: за подготовку лауреата и за подготовку обладателя Гран-при (Фиргат Мусин). На церемонии закрытия предоставили слово этому уважаемому человеку:

«Я от имени жюри хочу поблагодарить всех конкурсантов, организаторов и, к сожалению, немногочисленных зрителей за активное участие в проведении этого важного события. Нынешний конкурс стал показателем общего развития российского исполнительского искусства, не только духового и ударного. Для участников – это огромная практика; а для организаторов и слушателей – большая радость.

Закончился второй конкурс, посвященный Аркадию Нестерову. Уже сейчас мы должны готовиться к проведению третьего, не откладывая это в «долгий ящик». Еще раз выражаю всем огромную благодарность».

 

- Ваш ученик завоевал Гран-при, насколько Вы предполагали такой результат?

В. Досадин: - Я был уверен в Фиргате, что он завоюет звание лауреата, но не Гран-при. Такое достижение ожидать было очень сложно. Но мы очень серьезно готовились к этому конкурсу.

 

- Расскажите поподробнее, какой подготовки потребовал этот конкурс?

В. Досадин: - К каждому конкурсу нужно готовиться индивидуально. Это связано с выбором программы, особенно, если она обязательная. В требования входило технически очень сложное сочинение – «Концерт для тубы с оркестром» А. Нестерова. Нужно хорошо подготовиться, чтобы его мастерски исполнить. Середины в нашей профессии не дано: или играть на лучший результат или вообще не играть.

- Ученики какого педагога по тубе Вам показались наиболее сильными?

В. Досадин: - В этом отношении хочу выделить заведующего кафедрой нижегородской консерватории, профессора Евгения Николаевича Петрова. Его ученики были великолепно подготовлены. К сожалению, мало тубистов участвовало в конкурсе: из заявленных девяти, приехало всего пять человек.

- Что Вы можете сказать в целом о конкурсе?

В. Досадин: - Впечатления от конкурса очень приятные, хотя есть и негативные стороны. Уровень исполнительства, несомненно, повышается в России, но еще в недостаточной степени. И это дело не одного конкурса и не одного года. Нужно время. Проблем и вопросов в области духовой музыки масса: инструментальных, репертуарных и многих других. Стоимость хороших музыкальных инструментов очень высока, поэтому приходится заниматься на средних по качеству. От этого, все-таки, многое зависит.

Также организаторы вручили специальные призы лучшим концертмейстерам конкурса: Ирине Ананьевой, Сергею Солодовнику, Людмиле Бриль, Светлане Мамченко, Светлане Раевой (РАМ им. Гнесиных); Ольге Василенко и Наталье Приварской (Нижегородская консерватория).

После награждения победителей состоялся концерт, на котором все лауреаты смогли подтвердить свое мастерство владения инструментом. Между выступлениями мне удалось поговорить с обладателем Гран-при Фиргатом Мусиным, а также с лауреатами I-ой степени: Артемом Мартыненко и Ильей Мелиховым.

- Что вам особенно запомнилось в конкурсе?

Ф. Мусин (туба): - Конкурс очень престижный. Оргкомитет в этом плане хорошо поработал. Меня здесь радушно приняли, да и вообще, мне все здесь понравилось!

А. Мартыненко (валторна): - Конкурс очень понравился, потому что везде меня окружали доброжелательные люди. У вас удобный, красивый концертный зал, и атмосфера в нем такая располагающая. Были созданы все условия для здоровой конкуренции. Поэтому я выступал свободно и уверенно, и собой доволен: на сцене сделал все, что мог.

И. Мелихов (ударные): - Серьезное мероприятие. Очень приятно, что в жюри сидели такие выдающиеся музыканты. Выступать перед такими людьми всегда волнительно, даже когда абсолютно уверен с себе. Морально сложно играть три тура подряд в течение недели. Не было время отдохнуть и перевести дух. Можно было запросто упасть в обморок прямо на сцене. Победил тот, у кого нервы крепче. А в физическом плане я бы еще поборолся…

 

- Насколько вы ожидали от себя такого результата?

Ф. Мусин: - Хоть и нехорошо быть самоуверенным, я не сомневался в своих способностях. Все участники и я, в том числе, ехал за победой.

А. Мартыненко: - На сто процентов, конечно, нельзя быть уверенным, все-таки может сказаться волнение и какие-то другие факторы. Несмотря на это, я рассчитывал на I-е место, был уверен, что смогу это сделать.

И. Мелихов: - Я настраивался на победу и получил ее!

- Что вы можете сказать о своих соперниках?

Ф. Мусин: - Мне понравились нижегородские тубисты.

А. Мартыненко: - Соперники были крепкие и не очень крепкие… но я боролся.

И. Мелихов: - Ребята из Петербурга достаточно сильны и подготовлены.

- Как вы готовились к конкурсу?

Ф. Мусин: - Много и усердно занимались с педагогом, а порой приходилось заниматься только с одним концертмейстером. В основном, они мне что-то рекомендовали, а я прислушался.

А. Мартыненко: - За месяц до конкурса мы с педагогом задали определенный режим: во сколько просыпаться, когда и как долго заниматься. Подходили серьезно.

И. Мелихов: - Мы участили занятия по специальности. Я очень много занимался сам, всегда, когда есть свободное время и инструмент под рукой. Готовился психологически к серьезной борьбе.

- Вы до этого приезжали в Нижегородскую консерваторию?

Ф. Мусин: - Я первый раз в Нижегородской консерватории. Здесь очень хорошо и уютно.

А. Мартыненко: - Нет, не приезжал. Консерватория классная: красивая, «живописная», и мне здесь очень нравится. Еще раз скажу, что концертный зал просто великолепный! Акустика, оформление – все на высшем уровне. Малый зал тоже очень неплох.

И. Мелихов: - Нет. Должен сказать, что в консерватории потрясающий ударный класс со всем необходимым «для счастья» оборудованием! Несмотря на это, мы привезли свои инструменты: со временем привыкаешь к ним, и играешь более уверенно. Консерватория очень красивая, потому что отремонтированная. Я бы немного поработал над звукоизоляцией ее помещений.

- Собираетесь приехать на конкурс еще раз, если он перерастет в международный?

Ф. Мусин: - Обязательно!

А. Мартыненко: - Хотелось бы. Да что там… надо приезжать!

И. Мелихов: - Вряд ли, хотя все может быть.

Достойным завершением конкурса стало выступление швейцарского перкуссиониста Мирче Арделеану. На своем концерте известный музыкант отдал предпочтение исключительно авангардной музыке. Даже выступал в роли «поющего перкуссиониста» - исполнял одновременно партию ударника и баритона. Современные композиторы написали много сочинений специально для Мирче, в основном, с авангардном уклоном. И музыкант с радостью и внутренним ажиотажем поделился этой музыкой со зрителями. Мирче Арделеану – несомненно, профессионал, безупречно владеет всеми ударными инструментами. Но я бы немного учел жанровую или стилевую специфику того или иного инструмента при выборе программы. Уж очень хотелось послушать, например, удержанные ритмы со сбивками на ударной установке, или джазовые ритмы и стандарты на мелодических инструментах! Но не мне судить Мирче, он – супермузыкант и очень обаятельный человек.

Что ж, подошел к концу II-ой всероссийский конкурс им. Нестерова. Пора прощаться, но не надолго. Уверен, через каких-то 4 года нас ждет новая встреча, надеюсь, более интересная и масштабная…

 

Сергей Попов,

 музыкальный журналист 2 курса ФДО

Нижегородской государственной консерватории им. Глинки.

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт