на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Оперный «паштет» для музыкальных гурманов

Вечером 18 октября в Большом зале Нижегородской консерватории прошла премьера оперы-пастиччо «Ученик Генделя или Сила музыки» на либретто Кристофера Майера. Изысканный «паштет» был приготовлен из отрывков произведений великого немецкого композитора.

Человек, не знакомый с музыкой барокко, может поинтересоваться: «Какая связь между оперным искусством и распространенным лакомством?» Дело в том, что загадочное слово «пастиччо» с итальянского переводится именно как «паштет» («смесь, мешанина») и обозначает жанр барочной оперы, составляемой предприимчивыми композиторами из фрагментов собственных произведений. Подобные трюки при необходимости проделывал и сам Гендель. Именно с таким обстоятельством из жизни композитора (королевский заказ сочинить оперу за короткий срок) знакомит нас Майер. «Ученик Генделя» - это опера в опере, своего рода «двойной паштет» с применением настоящих барочных специй: наивного, но трогательного, утонченно-комичного сюжета, виртуозного пения, эмоциональных аффектов…

Как раз об аффектах, о чистых, сильных эмоциях и идет речь в опере. Ведь главная героиня Белланте, племянница Генделя, как никто другой испытывает на себе всю силу музыки. Исполняя арию фурии или любовный дуэт, она так вживается в образ, что потом какое-то время не может вернуться к реальной действительности. Ученик Генделя Счиполо, любящий Белланте и любимый ею, использует эту силу, чтобы заставить красавицу вспомнить их нежную взаимную привязанность. И ему это удается!

Так и Кристоферу Майеру удалось в небольшом спектакле через призму юмора раскрыть серьезную тему власти музыки над человеком.

Своеобразным вступлением к опере прозвучал Кончерто-гроссо №7 ор.6. Он как нельзя лучше подготовил слушателей к грядущему действию на сцене, погрузил его в атмосферу генделевских времен.

Несмотря на то, что опера прозвучала в концертном варианте, происходившее на сцене можно смело назвать театральной постановкой. Костюмы героев, элементы декорации – все это несказанно оживило атмосферу привычного концертного зала.

Но спектакль не состоялся бы без актеров. Особенно хочется отметить исполнительниц главных ролей Наталью Кириллову (Белланте, сопрано) и Людмилу Рубинскую (Счиполо, меццо-сопрано). Они проявили себя не только как блестящие виртуозные певицы, но и как хорошие драматические актрисы. Движения, жесты, мимика исполнительниц были настолько естественными, что их героини оживали на сцене и казались настоящими - а не выдуманными автором - людьми XVIII века. Они справились со своей задачей, затмив даже исполнителей-мужчин.

Арман Сидоркин (бас) раскрылся больше в роли Полифема, нежели Генделя, показав слушателю полубезумного и недалекого великана во всей его комической красе. Что же касается исполнителя партии Короля Сергея Силаевского (тенор), то он выглядел более скромно на фоне своих коллег, порой не справляясь с трудностями виртуозного пения.

Сам Кристофер Майер на этом вечере выступил в нескольких ипостасях: как талантливый либреттист, замечательный дирижер и прекрасный лектор. Сочетание мастерства с чувством юмора обеспечило успех сочинения и полный контакт с публикой, которая живо откликнулась на происходящее.

Премьера оперы-пастиччо увенчалась аплодисментами и криками «браво» от благодарных слушателей. Музыкальный «паштет» оказался весьма пикантным, приятным на вкус блюдом.

 

На премьере побывала

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Олеся Платонова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт