на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Светлый человек Максим Шостакович

Впервые с оркестром Горьковской филармонии Максим Дмитриевич выступил в далёком 1964 году. Тогда, по благословению отца, он продирижировал Скерцо из его Десятой симфонии, и наш нижегородский композитор А.А.Касьянов сказал: «О, этот молодой рапирист далеко пойдёт! О нём узнает весь мир!» Так и случилось. Максим Дмитриевич стал ассистентом Евгения Светланова в Государственном симфоническом оркестре, затем долгое время руководил Симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио, гастролировал в Европе, США, Канаде, Японии, Мексике.

19 января под его управлением вновь звучал оркестр Нижегородской филармонии. В программе – «Неоконченная» симфония Шуберта и Первая симфония Малера. Максим Шостакович посвятил этот концерт памяти Е.А. Мравинского, легендарного ленинградского дирижёра, ушедшего из жизни ровно 20 лет назад.

Прекрасная музыка: лирико-драматичный Шуберт был оттенён гротесковым Малером. Прекрасное исполнение: мощная энергетика Максима Шостаковича, точная реакция, импульсивность мгновенно заражали оркестр и слушателей. Зал аплодировал стоя.

Перед концертом дирижёр дал пресс-конференцию.

В начале встречи маэстро рассказал историю, произошедшую с ним и его отцом в Горьком.

- Когда мы поехали на фестиваль, папа сказал, что только в этом городе в ресторане «Москва» можно поесть «осетрину по-монастырски». Мы пришли, сели. Подходит официант. Папа:

- Можно нам две «осетрины по-монастырски»?

- Ну что вы, гражданин, уже столько лет прошло. Какие-то старые формации. Это давно так не называется, а называется «осетрина по-московски»!

- Но это тоже самое, что «осетрина по-монастырски»?

- Да, это тоже самое, но называется «осетрина по-московски».

- Хорошо, дайте тогда нам, пожалуйста, две «осетрины по-московски».

- Так бы сразу и сказали.

Кричит на кухню:

- Кухня! Два раза «монастырочка» пойдёт!

 

- Как Вы считаете, Вас больше воспринимают, как дирижёра Максима Шостаковича или как сына великого композитора XX века?

- Меня и так, и так воспринимают. Просто это накладывает на меня большую ответственность. Отец - создатель, я - артист-интерпретатор. Это совершенно разные профессии. Отец никогда не хотел дирижировать. Один раз только попробовал здесь, в Горьком.

- Вы когда-нибудь занимались композицией?

- Нет, композицией я не занимался. Только, когда был маленький, сочинил очень мрачное произведение под названием «Северная ночь». Мне отец говорил такую вещь: сочинять музыку нужно тогда, когда ты её не можешь не сочинять. А если можешь удержаться...

- Кого вы считаете великим интерпретатором? Мравинского?

- Конечно, Мравинский заложил традиции, изначальные традиции. Но потом всё развивалось и продолжает развиваться. В этом вечное обогащение находками других людей, других дирижёров. Все рассказывают по-разному. Один так расскажет, другой иначе.

Когда я был молодой, мне всё хотелось что-то такое своё найти. Потом я стал от этого отходить, всё больше и больше стараюсь быть ближе к партитуре, к тому, что написал композитор.

- В нынешней программе две симфонии: «Неоконченная» Шуберта и Первая Малера. Чем Вам интересен этот жанр?

- Симфония – глубокое масштабное полотно. Её можно сравнить с литературным романом. Но разница в том, что роман вы читаете долгое время, а симфония звучит 50 минут. И за это время в вас непосредственно входит столько информации, столько всяких эмоций, жизни! И слушатель потом уходит под этим впечатлением. Отец, кстати, очень не любил, когда после его симфоний в конце играли бис. Сшибает настроение. Он хотел, чтобы то, что человек понял, прочувствовал, осталось у него внутри, не разрушилось.

- Расскажите, пожалуйста, о «Синемафонии». Что представляет собой этот проект?

- «Синемафония» была показана в Санкт-Петербурге, Москве, Лондоне; думаю, что нужно показать и в Нижнем.

Над оркестром устанавливается огромный экран. Я дирижирую Седьмую симфонию. И там идёт хроника, совершенно потрясающе подобранная хроника! Это производит огромное впечатление.

Во время работы обнаружился мистический момент. Когда хронометрировали «эпизод нашествия», стали считать: столько-то тактов, в каждом – четыре четверти, каждая четверть должна быть столько-то секунд. Набрали на компьютере и – высветилось число 666 секунд. Ведь не мог отец специально так подгадать!

Это Оттуда. Я вообще считаю, что Оттуда говорят, что записывать. И композиторы записывают, если они заслуживают внимания Того, Кто посылает.

- Как Вам кажется, в какой музыке сейчас у нас потребность, что нам нужно?

- Музыка всегда связана со временем. Чем хуже в мире в целом, тем выше всплески в искусстве. Возьмите начало XX века. В музыке - Шостакович, Прокофьев, в поэзии - Ахматова, Пастернак. Чем-то человека нужно возмутить. Мы ещё очень многого не знаем. Я не берусь всё это объяснять и призывать к бедности и голоду во имя всплеска в мире искусства.

- Расскажите, пожалуйста, о школах, которые Вы организовали вместе с женой в Санкт-Петербурге и Иваново. Как возникла такая идея?

- Когда мы переехали из Америки в Россию, наши дети были маленькие. Встал вопрос, где их учить. И как-то таких школ, которые бы нам понравились, не нашлось. Возникла идея, а почему бы не создать свою школу. Сперва была одна маленькая. А потом отремонтировали в Храме Св. Екатерины в Петербурге уже большую школу. Это школа для детей из православных семей. У нас нет уроков по православию. Просто есть общий дух какой-то. Если праздник, то все дети идут причаститься. И их родители тоже. Все принимают участие в крестном ходе. Это объединяет. Мы очень сдружились с родителями всех этих детей. Они наши единомышленники. Дети дружат с нашими детьми. Нормальная школа, не воскресная. Со всем набором наук. Ребята учатся и музыке, и рисованию, и общеобразовательным дисциплинам. А финансово – всё за счёт исполнения музыки моего отца. Потому что я не считаю себя в праве тратить деньги, которые получаю, на «Бентли». Как бы сказать... Бог вдохновил Шостаковича, Шостакович написал музыку, ему заплатили деньги, и я должен их Богу вернуть.

- Почему Вы вернулись в Россию?

- Если можно жить на родине, надо жить на родине. Нынешние дети-эмигранты - это ни то, ни сё. Они потеряют русское, не став американцами. До какого-то поколения они будут просто никто. А зачем же быть никто, когда есть гордость за свою страну, когда есть огромная культура. Без этого жить нельзя, нельзя без духовности.

- Что Вас радует в жизни, поддерживает?

- Радость – знать, что к лучшему двигается страна, дети, окружающие люди. Ощущать, что есть смысл в том, что мы делаем, в том, что дети растут и вырастают.

Журналисты покидали пресс-центр филармонии с улыбками на лицах и в сердцах, с чувством радости бытия. Сила духа этого человека поражает. Поражает его вера в добро, бескорыстность, духовность и та энергия, с которой он заботится о том, чтобы в мире всё это было.

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Ольга Капустян

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт