на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Память объектива

В Русском музее фотографии в январе этого года были выставлены работы известного нижегородского фотохудожника Юрия Шпагина (1939-2006), чьё творчество признано во многих странах мира. Отдавая дань мастерству фотографа, музей собрал работы мастера 60-80 годов в экспозицию «Память». Ю. Шпагин использует в них технику авторской черно-белой ручной печати, очень созвучную поэтике его произведений…

В распоряжении художника советской эпохи были средства, позволяющие делать цветные снимки. Однако Юрий Шпагин, видимо, намеренно лишил изображение всего многообразия естественных красок. Почему?

Тоталитарное общество контролировало человека, выдавая свободу малюсенькими порциями. Это ли не черно-белая реальность, лишенная богатства натуральных цветов? Человек в такой ситуации вынужден был расцвечивать мир красками собственного воображения – продолжая жить, работать и растить детей.

Странное ощущение возникает при виде детских фотографий. На одной из них двое малышей сняты с высоты многоэтажного дома (это словно бы взгляд родителей, наблюдающих за своими чадами). Но такая перспектива открывает художнику и нам еще и испещренный автомобильными покрышками асфальт двора. Черно-белая техника усиливает мрачность площадки, которая привычно называется «детской».

Еще острее воспринимается изображение девочки с куклой в руках на фоне громоздких, устремленных в небо типовых многоэтажек. Несмотря на то, что композиционно девочка находится в центре и как бы на передней линии, мощные каменные глыбы домов сдавливают пространство вокруг ребенка. А зеленые газоны превращены на нецветной фотографии в черное пепелище.

На то же ощущение безликости, нивелировки живых людей в искусственно срежиссированном пространстве, именуемом «страна Советов», работает фотография с манекенами, «сгрудившимися» в подсобном помещении. На первый взгляд они кажутся живыми людьми, но при ближайшем рассмотрении «люди» оказываются всего лишь кучкой манекенов, которым приданы естественные человеческие позы. Ближайшее рассмотрение рождает удивительный эффект: не верится, что неживые фигуры могут так естественно передавать жесты человека. Мы не хотим в это верить, так не должно быть! А фотограф, как бы дразня нас, снова и снова подмечает метаморфозы «той», не такой уж давней от нас жизни.

Еще одна «возрастная категория», отраженная в творчестве художника – это молодежь. Изображения юношей и девушек залиты солнцем – его нельзя не заметить, как, впрочем, и юмор, наполняющий взгляд художника. Например, вот это фото: ноги двух молодых людей в джинсах, стоящие рядом, спиной к зрителю. Изящный носок женской туфли и строгий мужской ботинок повернуты друг к другу, и будто ведут беседу. Они выглядят настолько трогательно, что позволяют без труда представить своих хозяев, воркующих, словно голубки.

Еще один забавный сюжет из отнюдь не забавной советской действительности фотограф «нашел» на набережной. Немолодая женщина принимает солнечные ванны, расположившись прямо на придорожном заграждении. Мимо нее движется рота солдат. Каким подарком судьбы стала (а точнее, легла) на их пути эта солнцелюбивая горожанка! Взгляды молодых ребят прикованы к женщине. Нам же, зрителям, они видятся почетным караулом, проходящим мимо важного объекта. В этой работе слиты и юмор художника, и солнечный свет как знак свободы и отдыха, и взгляд автора на положение солдат, вынужденных жить по ту сторону солнца и лета.

Таких неоднозначно трактуемых фотографий-взглядов на окружающий мир у Шпагина немало. Взять хотя бы молодую девушку, лежащую под массивным деревом с табличкой «мусор выбрасывать строго запрещено». Что это? Тонкая ирония автора или пророчество человека определенного жизненного опыта? Кто знает…

И если продолжать разговор об определенных жизненных этапах, интересующих художника, то непременно нужно сказать о стариках Шпагина. Лица пожилых людей с его фотографий изрыты глубокими морщинами. Суровые и спокойные, но при этом с пронзительными взглядами. В глазах стариков мы видим ясность и простоту. А самое главное – в них нет упрека. В них только полное принятие правды жизни.

Искал ли художник в этих глазах самого себя или пытался достучаться до наших сердец? Автор не дает нам готовых ответов на вопросы, его работы требуют от зрителя размышлений. И как следствие, возможных перемен в нашей сильно обесцвеченной  жизни.

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Татьяна Хуторцова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт