на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Манхеттенцы в «Рекорде»

– Ах, да. Очередной провинциальный фестиваль, – ухмыльнулся мой приятель Скептик, отбрасывая газету в сторону. – Вот увидишь, никто не придет. Человека три-четыре, не больше. Кому сейчас нужны пятиминутные излияния неизвестного режиссера! В жизни каждого и так хватает проблем. Вот если бы это был блокбастер или молодежная комедия, на худой конец…

Однако вечером 20 сентября около кассы киноцентра собралась внушительная очередь. Это и неудивительно. Программа обещала быть интересной. Фильмы из Великобритании, Ирландии, Израиля, Испании, Дании – целый мир за стеклом кинопроектора!

Показ открыла трагикомическая лента британского режиссера Пола Гловерса «Поток». Герой отправляется к своей невесте и ее родителям в маленький городок. Однако обычный путь превращается в настоящее испытание. Видимо, судьба решила жестоко пошутить над ним, посылая навстречу мошенников, недоверчивого владельца бензоколонки, несчастную собаку, которую он сбивает, ее владельца, оказавшегося отцом невесты... Жизнь превращается в сумасшедшую карусель, и в какой-то момент безобидный, добропорядочный и законопослушный на первый взгляд человек теряет голову. И совершает преступление за преступлением. Угоняет машину, избивает пожилого человека. Трагично, не правда ли? Происходящее кажется странным, а сама ситуация – гротескной, и зритель смеется. Бодренькие рок-н-ролльные композиции за кадром тоже «обманывают» слух: «смотри, жизнь – замечательная вещь. Нет никаких проблем. Эта картина – лишь продукт воображения, игра, не больше».

Режиссер предлагает зрителю решить головоломку. Он словно задает вопрос: «грехопадение» героя – действительно шутка злых сил, или ответственность за происходящее ложится на общество? Может быть, проблема кроется в разобщенности и страхах людей, порожденных им?

В фильме переломным моментом становится встреча с хозяином бензоколонки. Этот угрюмый человек скован и напряжен. Он не верит в людей. У водителя украли бумажник? Немыслимо! Легче поверить своему воображению: перед ним вор, а не пострадавший! Столь же подозрителен и главный герой.

Он становится жертвой своих страхов. Мужчина, предлагающий помощь, в его больном воображении превращается в убийцу. Срабатывает стереотип – если у человека руки в крови, значит, нужно бежать от него без оглядки. Герою даже не приходит в голову, что это – хозяин сбитой собаки, который оставался рядом со своим питомцем до конца. Переживший потрясение пожилой человек произносит ключевые слова фильма: «И что вы делаете, когда боитесь? Забиваете кого-то до смерти?» Страшный вопрос, на который, к сожалению, некоторые сейчас дают положительный ответ.

– Конечно, легко судить, когда все идет своим чередом, и ты сидишь взаперти в своей квартире. Что же делать, когда в твоей жизни появляются люди с нечистыми помыслами? – шепчет, склонившись ко мне, Скептик. – Как порой искусно они могут «сыграть» доброжелательность, страдание, да что угодно! А потом манипулировать твоими чувствами!

Режиссер Крис Кинг основывает свою картину на реальных событиях. Беременная молодая американка, пережившая трагедию изнасилования, хочет отдать будущего ребенка в другую семью. Весь фильм строится на диалоге между ней и бездетной супружеской парой. Поначалу кажется, что герои фильма искренни друг с другом и со зрителем. Речь Рэйчел превращается в исповедь. Она осознает, что, отдавая ребенка в чужие руки, лишается части себя и говорит о своих переживаниях. Понятны и чувства будущих «родителей», которые боятся, что в последний момент девушка передумает. Но постепенно исповедальность превращается в неестественную сентиментальность. В речи героев становится слишком много приторно участливых интонаций. Кажется, режиссер намеренно утрирует картинку семейного счастья, тем самым обостряя жестокую реальность финала. Рэйчел – мошенница. Мнимая «беременная» берет деньги с бездетных семейных пар, играя на самом естественном для женщины чувстве материнства. Слова эпиграфа «Родная мать в первую очередь думает о нуждах своего ребенка» и детская колыбельная звучат почти как насмешка.

Режиссер картины «Официант» Хибо Винк, в отличие от своих коллег из Великобритании и США, не делает акцента на сильных страстях и эмоциях. Его герой отрешенно смотрит на мир. Он – пожилой официант, готовящийся уйти на пенсию. Персонаж наблюдает за посетителями, подмечает характер каждого клиента, его настроение и состояние. Он предугадывает желания людей, которые и не подозревают о его даре: читать человеческие мысли. Даре приобретенном, пришедшем к нему вместе с опытом. Влюбленные и деловые люди, супружеские пары и холостяки, взрослые и дети у него как на ладони. Он созерцает мир как Творец, немного уставший от своего творения: «Почему бы не уйти? Но как? Просто уйти и все…» И официант уходит. В финале фильма он сидит за столиком кафе. Пространство наполнено светом и свежим воздухом. Теперь он такой же гость и посетитель, как другие… Титры. В темном кинозале становится по-домашнему тепло и уютно.

Такое же приятное «послевкусие» оставляют еще два фильма – «Кислое молоко» и «Новичок». Оба в той или иной мере связаны с проблемой национальных конфликтов в современном мире. Фильм израильского режиссера Амита Джиселтера снят в духе притчи. Лента рассказывает о спасении маленькой девочки арабским торговцем специями, который во время облавы прячет ее в корзине. Мораль очевидна: человеческая жизнь превыше любой идеологии. Сегодня об этом часто забывают.

«Новичок» – история о маленьком чернокожем мальчике и его первом дне в европейской школе, где он вынужден приспосабливаться к непривычным условиям. У себя на родине он был одним из первых учеников, любимцем учителя. Здесь он – один из многих, растерянный и неуверенный. Усугубляет ситуацию стычка со сверстниками, которые издеваются над мальчиком. Поведение одноклассников заставляет его вспоминать последние дни на родине, смерть учителя от рук наемников.

И тем не менее, взгляд режиссера оптимистичен. Часто дети лишь копируют поведение взрослых. Для них даже жестокость пока еще игра, и они в любой момент могут помириться – и новичок заслужит авторитет среди товарищей. Фильм заставляет задуматься о том, что у детей перед взрослыми есть важное преимущество: они не так одержимы гордыней, поэтому реже превращают маленькую частную стычку в глобальный конфликт.

Послесловие

Просмотр окончился на удивление быстро. К сожалению, по не совсем понятным причинам зрители не увидели шести конкурсных картин. Кинолюбители с надеждой ждали еще некоторое время, но показ так и не возобновился. Печально было, что в тот вечер «за кадром» остались не менее интересные и глубокие картины: «Моя мама» британского режиссера Сьюзан Эверетт, «Make my day» из Дании (режиссер Пелле Мёллер, новозеландская «Игра» Джона Коэн-ДюФура, «Грядут перемены» Марка Олстона (Австралия), «Viva sunita» из Индии (режиссеры Боб и Лола), «Золотая нить» испанца Диего Санчидриана Рубио…

– Вот видишь, – Скептик дернул меня за рукав, – я так и знал. Что-нибудь случится! Не совсем культурно получилось. А я ведь еще надеялся, что смогу проголосовать за понравившуюся мне картину. Короткометражки–то были хороши…– Скептик горестно вздохнул и зашагал по дорожке, оставив меня в раздумье.

Олеся Платонова,

арт-журналист II курса

ФДО ННГК

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт