на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Фрагмент одного разговора…

В Нижегородский театр «Комедiя» вновь приехал Валерий Белякович!

В конце октября состоялись долгожданные гастроли руководимого им Московского «Театра на Юго-Западе» и премьера спектакля «Куклы» на нижегородской сцене.

Валерия Романовича с нашим театром связывают давние отношения. В течение шести лет он был художественным руководителем театра, вывел труппу на более качественный уровень, осуществил около десятка постановок, среди которых «Сон в летнюю ночь», «На дне», «Ревизор» и многие другие, вплоть до последнего - «Куклы» по пьесе Х. Грау.  

   Но главным делом его жизни всегда оставался «Театр на Юго-Западе» - крошечный подвальчик -  чуть больше ста мест, которые всегда заполнены до отказа, а  билеты распроданы на месяц вперёд.

Годом основания театра считается 1977-й. К тому времени Валерий Белякович только окончил филологический факультет  Педагогического института  и поступил в ГИТИС на режиссуру.  За 31 год зрителю был представлен широчайший репертуар,  бессменным режиссёром был Валерий Белякович. Здесь и У.Шекспир, А.Камю, Э.Ионеско, Н.Гоголь, А.Чехов, М.Булгаков, В.Шукшин, В.Сорокин и многие другие. Все эти спектакли - экспрессивные и лиричные, брутальные и утончённые, таинственные, ироничные, нередко гротескные, но всегда  обладающие неизменным магнетизмом, объединяет безусловный талант мастера  Валерия Беляковича. Его безошибочное чутьё, а порой и смелость, позволяет обращаться к тем или иным авторам, бесстрашно их редактировать (не важно, будь то классик или современный драматург), соскабливая налёт прежних штампов и интерпретаций, и создавать, по сути, совершенно новое произведение - яркое, самобытное, но ничуть не теряющее глубины смысла первоисточника.

Вообще, «Театру на Юго-Западе» - бесспорно авторскому театру – в полной мере свойственна демократичность. В каждом своём спектакле он ведёт разговор со зрителем – о его душе, о свободе, о вечных истинах. Режиссёр апеллирует к зрителю с острыми гражданскими вопросами, пытается понять существующую реальность.   Отсюда зрелищность, минимум декораций – ничего лишнего, динамизм и точность сменяющихся сцен, подвижный темпо-ритм, обилие света и музыки,  тесный контакт со зрителем.

Являясь абсолютным автором своих спектаклей, Белякович предстаёт пред нами не только режиссёром и, в определённом смысле, драматургом, но и прекрасным сценографом. Излюбленная чёрная коробка сцены, зеркала - как проводники в потустороннее пространство, свойственный спектаклю минимализм - символический реквизит, свобода от вещей -   работают скорее на многослойность спектакля, нежели на его упрощённость и бедность. Как однажды выразился Белякович в одном из интервью: «Минимум, который работает на максимум…». Такая же равнозначимая роль отводится свету и музыкальному оформлению.

Присутствуя на последних репетициях «Кукол», я лично наблюдала за тем, насколько тщательно и педантично режиссёр отслеживает световую партитуру. Софиты, прожекторы, сканеры организуют сценическое пространство, вступают в диалог с актёрами, а порой и со зрителями. К примеру, в тех же «Куклах» ослепляющие белым светом сканеры  периодически высвечивают лица из зала, заставляя ловить себя на мысли, что не только ты следишь за происходящим  на сцене, но и там - со сцены - пристально наблюдают за тобой.

Всегда импульсивный, напористый, немного жёсткий, но такой трогательный и обаятельный, Валерий Романович и в этот приезд ничуть не изменился. Рубашка с закатанными до локтей рукавами, бандана или кепка, повёрнутая козырьком назад, и всё тот же внимательный взгляд голубых глаз. Белякович, по-прежнему, неутомим, невероятно вынослив – может работать без остановки несколько часов подряд, всё так же фонтанирует идеями. Живя в чрезвычайно скором темпе, Белякович много ставит в других театрах, в том числе в МХАТе им. М.Горького, Театре им. Н.Гоголя, МТЮЗе, Новой опере, в Пензенском драматическом театре, в Нижегородском театре «Комедiя», в театрах США, Японии.

 Безусловно, постановка любого спектакля в сжатые сроки требует от режиссёра предельной концентрации сил и внимания. Не каждый способен  выдерживать такие темпы и нагрузки.

- Да, я ставлю спектакли в других театрах, но с этой практикой уже завязываю. Я больше не хочу, мне это тяжело... За 20 дней осуществить постановку! Но самое горькое, что потом актеры расслабляются и теряют уже найденное. Я приезжаю сюда на какое-то время, потом уезжаю, вновь возвращаюсь, смотрю спектакль, скажем, «Ромео и Джульетта» - всё уже  развалено... Театр постоянно стремится к саморазрушению…

А Вы в Москве успеваете вообще куда-нибудь ходить - в те же театры?

- Ну, иногда хожу, смотрю что-нибудь. Я чувствую -  к кому нужно идти, а к кому - нет, у меня интуиция такая звериная. Ну, вот я чувствовал, что должен посмотреть у Кости Райкина «Синее чудовище». Что-то Виктюк новое поставил. Читаю... - нет, это дрянь, я даже не пойду,  понимаю, что это дрянь.

Интуиция, как правило, не обманывает... Но ошибки случаются. Знаю, что надо пойти к Алле Сигаловой смотреть, как она «Кармен» ставит - это интересно.  Ошибся,  пошёл смотреть её же постановку на музыку Нино Рота  «Ночи Кабирии» - это ерунда. Зато «Выходили бабки замуж», которые здесь в театре «Комедiя» поставил Андрей Ярлыков, меня растрогали. Да-да-да. Потому что там хорошие актрисы заняты.

… Мы встретились с Валерием Беляковичем поздно вечером – был десятый час, только закончилась репетиция «Кукол», премьера которых должна состояться через пару дней. Накопившаяся за день усталость и подсевший сипловатый голос не помешали нашей беседе, и Валерий Романович с радостью отвечал на мои вопросы.

- Нет, я не устал, а, наоборот, тоскую... Я как актёр не востребован,  похоронил себя  - молодого, красивого... Потому что всё - вот этим куклам, всё для них...  Но сейчас я, может быть,  планы-то немножечко «опрокину» и подумаю... Возможно, возьму свои роли, которые у меня были - Мольера Булгаковского, может быть Дона Хуана  Жуховицкого («Последняя женщина сеньора Хуана»). Я  забросил эти роли, а они ведь -  как люди: ты их убил, а призрак этих ролей существует. Как призрак оперы, фантом. Поэтому я, возможно, всё это восстановлю - посмотрим, как это будет.

Белякович сыграл немало интересных ролей, в числе которых Воланд («Мастер и Маргарита»), Пигмалион («Куклы»), Король Беранже I («Король умирает»), Клавдий («Гамлет»), Мольер («Мольер») и много других. Обладая ярким актёрским талантом, чрезвычайно харизматичный, Белякович без труда увлекает актёров своими мыслями, задумками, сразу же покоряет  обаянием, азартом и безудержной энергетикой. В его руках они превращаются в податливую глину, являясь проводниками его ярких, смелых, порой даже дерзких идей.

- Я не думаю, что как артист  я равен режиссёру, мне кажется, что режиссёрское мастерство, всё-таки, у меня повыше. Хотя, когда мне надоест театр, плюну на всё, пойду в МХАТ - к Табакову. Работать актёром, простым актёром, спокойно, ни за что не отвечая. Не глядя на возраст... А там уже всё равно кого играть, стариков, нищих... просто играешь. Пришёл, поиграл и ушёл...

Трудно в это поверить, потому что в «Театре на Юго-Западе» вряд ли кто-то из артистов просто приходит, играет и уходит. И в этом заслуга Валерия Беляковича. Когда начинается работа над новым спектаклем, актёры вместе с режиссёром запасаются бутербродами и чаем и, уединившись, работают над текстом, над продумыванием образов. Репетиции длятся до глубокой ночи, все, будто под гипнозом, забывают про усталость.

 У Валерия Беляковича – человека увлекающегося и разностороннего - был опыт работы с оперным театром.

- Случилось так, что пришёл к нам на спектакль Колобов и предложил вместе поработать над «Борисом Годуновым» - как раз перед  открытием нового театра…Мы с ним сразу задружбанились. Колобов – он, вообще, гений, необыкновенный человек, настоящий... Мы как-то потянулись друг к другу, такая приятность возникла, притяжение - просто удивительно... Жаль, в процессе становления спектакля не получилось  конструктивного общения с художником - я по-современному пытался всё решить, а тот меня не поддержал, очень плохие декорации сделал. Кукольный спектакль получился, неинтересный. Но, кстати, когда я работал с певцами, они все ко мне с большим доверием отнеслись. Несмотря на то, что было трудновато - они  забывали «точки»,  забывали диагонали,  думали о голосе, мне постоянно нужно было драму из них вытаскивать, - работа была необыкновенно интересная и очень полезная для меня. Я так счастлив, что у меня «есть судьбой дарованная встреча» - это Колобов Евгений Владимирович. Я, в принципе, над оперой, может быть, ещё бы поработал. Не обязательно над русской, может быть, попробовал бы «Порги и Бесс» -  это так, к примеру...

 А для Вас какой самый главный спектакль, самый значимый, дорогой?

 У меня много спектаклей таких – трилогия Сухово-Кобылина, «Сон в летнюю ночь»… Я считаю, что какие-то отдельные спектакли должны быть в репертуаре всегда: «Гамлет», «Мольер», «Дракон», «Мастер и Маргарита», «Укрощение строптивой» - какие-то такие знаковые вещи...

Чуткий, внимательный, многим интересующийся, Валерий Романович осведомился  - что сейчас идёт в нижегородских театрах, в опере, расспросил о моих интересах и занятиях, пригласил на гастрольные спектакли «Театра на Юго-Западе».  Разговаривать с ним было так приятно и легко, что время пролетело незаметно, надо было расставаться. Надеюсь, что судьба подарит мне ещё хотя бы одну встречу с этим ярким и удивительно приятным человеком.

Остаётся пожелать Валерию Беляковичу успехов, сил и вдохновения!

- Да…  Доволен я малым, а большему рад, - сказал Беранже... Но если есть ещё страсть... как там Доронина пела: «Пока ещё глотка глотает, пока ещё зубы скрипят...». Поэтому я надеюсь, что мы ещё повоюем!

арт-журналист II курса ФДО ННГК

Наталья Рыжакова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт