на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  «Богатый миром»

«Богатый миром» (Человек, который хотел сделать жизнь цветной, разнообразной и веселой)

«ПРИЗЫВ КО ВСЕМ ЖИТЕЛЯМ
Время наблюдений прошло.
Время бесполезных разговоров прошло.
Пришло время действовать.
Отныне право и обязанность всех жителей,
одинаковых, напоминающих тюрьму коробок,
– изменить их собственными руками.
Снаружи и внутри, где бы они ни жили…»
Фриденсрайх Хундертвассер


Моя жизнь напоминает книгу. Перелистывая ее, хочется какие-то страницы вырвать, какие-то немного переписать, а к каким-то хочется возвращаться снова и снова, а, может быть, и написать продолжение. Страницей, захватившей мое воображение, и перенесшей в мир детских грез, стала встреча с творчеством Фриденсрайха Хундертвассера. 15 октября 2009 года в библиотеке им. Ленина была открыта фотовыставка архитектурных сооружений этого известного австрийского дизайнера. После ее посещения мне захотелось узнать об этом человеке и его деле побольше. Оказалось, что имя Хундертвассера известно во всем мире. А те из россиян, кто побывал в Вене, с восторгом отзываются и не могут забыть его творения. Так кто же он на самом деле? Задала я себе вопрос и полезла в интернет, дабы там найти ответы на интересующие меня вопросы.

«Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор-сказочник, художник-фантаст, философ, в двойном псевдониме которого, переплелись яркость, романтичность, самобытность его натуры». (Светлана Андреева, http://narod.yandex.ru/) «Придуманное им для себя имя — «Friedensreich» - переделка его первого имени (Фридрих) в переводе на современный немецкий язык дословно означает «богатый миром» (или «Царство мира»). «Hundertwasser» - «Сто вод». Свой псевдоним художник образовал, переведя на немецкий язык первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово (Сто — Hundert)» (Википедия).
В мир сказки попадаешь, глядя на фото, где запечатлены здания, которые были возведены в Австрии и Германии. Одни напоминают слоеные торты, другие – гамбургеры, третьи – жилище троллей. Невозможно удержаться от улыбки, глядя на эти работы. Сказала это слово и задумалась, так как это не просто работа как результат труда, это настоящие творения рук мастера. И в каждом можно почувствовать душу автора, присутствие жизни – эти строения не чужды окружающему миру, они гармонично вписываются в природу, вступая лишь в контраст с миром техногенным, со стандартом А4, с конструкциями четырехугольной формы. Это нечто новое, совершенно непривычное, яркое пятно среди серой действительности. Да и сам автор похож скорее (даже внешне) на Санта Клауса, чем на архитектора. А что? Может в этом есть толика здравого смысла, ведь именно от него, от Санты (или Российского дедушки Мороза) детки во всем мире каждый Новый год ждут чудес, подарков, сказки… И эта сказка о том, как Фридрих Стовассер стал тем, кем он стал.
В одном из красивейших городов Европы и Австрии - расположенном на берегу Дуная – название которого происходило от кельтского Ведуния (Vedunia), означавшее «река в лесах», родился мальчик, которому дали имя Фридрих. Это случилось в декабре, за две недели до Нового 1929 г. Отец его был коренной австриец, католик по вероисповеданию, а мать – еврейка. Как всякий верующий человек, отец ждал ребенка, как дара Божия. Радости его не было предела, когда будто серебристым колокольчиком огласилось помещение, откуда ему вынесли сына. От отца он унаследовал улыбающиеся глаза, от матери звонкий голос, которым не преминул воспользоваться в первые минуты своего появления на свет. Когда малышу исполнилось 4 года, родители подарили ему цветные карандаши и снабдили его большим количеством бумаги, чтобы Фридрих смог больше рисовать. Это он обожал больше всего, и у него получалось очень неплохо. Правда, родителей удивляло то, что в его рисунках совсем не было прямых линий, даже когда он рисовал домики, где, по его словам, живут маленькие зеленые человечки, стены были какой угодно формы – круглые, волнистые, а окна – их было огромное количество – одно на другое не похоже. Родители и не предполагали, что когда их сын вырастет, станет архитектором, о котором заговорит не только вся Вена, но и весь мир. А для маленького Фридриха пока это было всего лишь игрой его фантазии.
Вена сама была сущим подарком для будущего художника. На каждом шагу в этом чудном городе стояли статуи, монументы, как из кондитерского шприца политые золотом, великолепные дворцы с парками. В одном из них (во дворце Шенбрунн) в Зеркальном зале некогда музицировал шестилетний вундеркинд - Вольфганг Амадей Моцарт, чье имя неразрывно связано с Веной. Есть в Вене и музей истории искусств, где хранится одна из самых больших и значительных коллекций живописи Рубенса, Рембрадта, Вермейера, Дюрера, Рафаэля, Тициана и Веласкеса. В этот музей, как на праздник, ходил юный Стовассер. Также вместе с родителями он любил прогулку по предместьям Вены и знаменитому Венскому лесу на восточном склоне великой Альпийской цепи, чьи идиллические пейзажи вдохновляли самого Иоганна Штрауса. Эта атмосфера, несомненно, воспитала в юноше тонкое понимание прекрасного, гармоничное восприятие мира, культ красоты, природы, стройности и строгости форм. Но наступил 1938 год.
В ночь с 11 на 12 марта 1938 года в Вену вступили немецко-фашистские войска. Практически все родственники-евреи со стороны матери Фридриха, включая бабушку и тётю, были отправлены в концлагерь и там были убиты нацистами. Эти трагические события оставили в душе десятилетнего мальчика глубокий след. Позже, на пике своей славы, он признается, что уже тогда, в 1943 г он возненавидел квадратные «коробки», в которых сотнями сжигали людей (в каких-то из них погибли и его родные).
Шли годы. И молодой человек, дерзкий, полный невероятных планов вынашивал идею – сделать жизнь радостней и ярче. В его веселых глазах с еще большей силой разгорелась искра. Этой искрой была жажда творчества. Он мечтал увидеть мир вокруг себя разнообразным и неповторимым, и его желания диктовали ему всевозможные способы действия.
«В 1948 г. всего три месяца Фридрих посещал Венскую Академию изящных искусств. Тогда же он начал активно заниматься творчеством. В свои 20 лет Стовассер принял фамилию Хундертвассер, став создателем собственного оригинального, виртуозного, радужного стиля». (http://narod.yandex.ru/)
«Вся жизнь Хундертвассера была такой же пестрой, насыщенной и яркой, как его сочные картины, раскрашенные самолеты, флаги и знамена, жетоны для казино, книжные обложки, почтовые марки, «пряничные» дома, оздоровительные центры...». Он разработал собственный проект Библии со своими иллюстрациями и построил несколько церквей, таких же неподражаемых, как и все, что было им создано. Даже религию он попытался приукрасить.
«В 1970-х годах в Вене, придя на телевизионное шоу «Как нам обустроить город» голым и в клетчатой кепке, он призвал вернуться к матушке-природе, отказаться от прямых линий и использовать в строительстве только натуральные материалы. «Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», – говорил он. Прямые линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии. Дома с упорядоченными линиями фасадов он уподоблял концлагерю, считая, что каждое окно индивидуально и имеет право на свою жизнь». (http://www.lookatme.ru/) Вспомним события 1943 года. Тогда станет ясно, что война сыграла решающую роль в мироощущении молодого человека и пробудила в нем нескончаемую жажду жизни, желание сделать ее как можно лучезарней и неповторимей, и это ему удалось.
Умер художник в 2000 году на борту лайнера «Королева Елизавета II» в Тихом океане, направляясь из Новой Зеландии в Европу. Был погребен в Новой Зеландии в «Саду счастливых мертвецов».
Фриденсрайха нет уже девять лет, но сказка (в виде его творений), созданная им, жива и поныне, как и споры о его творчестве. Кто-то считает, что его архитектура портит архитектурный облик Вены, выбиваясь из общего стиля. Кто-то «без ума» от этой оригинальности и самобытности. Могу сказать про себя, что его взгляды на жизнь с ее многообразием форм и оттенков, его трепетное отношение к природе мне близко и понятно. Тем более в наш техногенный век, когда экологические проблемы – одни из наиболее острых. «Фриденсрайх создавал проекты «экологически совершенных и причудливо-биоморфных построек, украшенных яркой графикой». Он считал, что предоставить деревьям и траве место в доме и на его крыше — хоть какая-то компенсация за урон, который индустриальное общество наносит природе. Поэтому стиль архитектора («естественный», «экологичный») завоевал большую популярность в мире и вошел в число художественных эмблем Австрии». (Википедия) На выставке была и фотография одного из самых известных проектов – KunstHausWien – выставочного зала в Вене, где идея с «деревьями–квартиросъемщиками» была воплощена.
Из рассказов очевидцев, побывавших внутри построек Хундертвассера, можно узнать о том, что внутри зданий, возведенных им, также нет ничего традиционно строгого – неровные стены, кривые полы, много воды и тропических цветов. Ни разу не побывав в Австрии, лишь стоя у фотографий с его творениями (будь то придорожного кафе, мусороперерабатывающий завод, выставочный зал или даже текстильная фабрика, онкологическая больница, детский сад, вокзал природы), мысленно попадаешь в иной мир. В нем больше цвета и света, добра и юмора, там невозможное - возможно, нереальное – реально. «Хундертвассер считал, что «нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев и статуй.
Хундертвассер в лучшем виде усвоил все открытия русского авангарда 1920-х годов. Символами его творчества – абстрактного, сюрреалистического и насыщенно-орнаментального, напитавшегося эстетикой Гауди, стали окна – как форма прорыва, способа взглянуть в иной мир, полный радости и праздника, и спираль – как отображение скругленной бесконечной линии, показывающей вечное превращение форм жизни.
Свою архитектурную концепцию он изложил в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная, уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора с множеством окон-глаз». (Википедия) В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга» (закончена была в 2004-2005 г, после его смерти). Его произведения расположены не только в Австрии, но и в Японии, Новой Зеландии, Германии, Швейцарии, Израиле, Португалии, США.
Из занимательных фактов стоит заметить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его:«Почему вы носите разные носки?» Он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!» Графика Хундертвассера многоцветна, геометрична. На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, но это не так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция. Чаще всего он изображает дома и окна. Любимое животное Хундертвассера — улитка с домиком на спине (см. его проект флага для Новой Зеландии). Это очень символично, не правда ли?
Из его работ, представленных на выставке, наиболее известны жилой блок «Хундертвассерхаус» и завод по переработке мусора в Вене. Иностранцы и жители Вены до сих пор не могут прийти в себя от знаменитого «Дома Хундертвассера», построенного в стиле сказок братьев Гримм. В архитектуре семиэтажного дома почти нет прямых линий. Кривые полы и лестницы похожи на лесные тропы. Пространство округлено донельзя. С помощью осколков керамической плитки на внутренних стенах выложены стилизованные растения и животные, на крышах, балконах, террасах насыпана земля и посажены деревья, цветы и кустарники. В доме имеется 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы, а также в общей сложности 250 деревьев и кустарников. После завершения строительства архитектор не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-нибудь уродливое.

Это мог сделать лишь человек с огромным любящим мир сердцем. Человек, которому небезразлична жизнь не только своя, но и чужая. Незаурядная личность, положившая все силы на то, чтобы хоть на десяток счастливых глаз в мире стало больше. Но не следует думать, что я пою хвалу одному Фриденсрайху Хундертвассеру, я считаю, что каждый человек способен стать творцом своего собственного неповторимого стиля, который выражает именно его внутренний мир, отвечает его запросам, соответствует его идеалу. Мы все чуточку волшебники, только кто-то учится, творит чудеса всю жизнь, а кто-то нет. Трудно представить, какой бы могла стать наша жизнь, если бы каждый сотый человек привнес в нее толику своей фантазии, проявил свой творческий потенциал. Однако, даже не в творчестве дело, а в отношении к жизни, к людям. Посмотрим вокруг…
Находясь в одинаковых условиях, мы совершаем одинаковые поступки, наше лицо теряет индивидуальность, и мы становимся похожими на муравьев, копошащихся в одной безликой массе. Но что нам мешает привнести хотя бы в пространство четырех стен, где мы обычно находимся, часть себя, своих чувств, своей души, раскрасить в свой цвет каждую страницу жизни, сделать незабываемым «миг между прошлым и будущим»? Быть может, через много лет и ваш след прочтут потомки, и тогда память истории сохранит в веках ваше имя. Хотя и одной благодарной души человеку достаточно, чтобы чувствовать себя счастливым. Что же еще надо?
Возможно, посетив эту выставку или познакомившись с творениями Фриденсрайха Хундертвассера в интернете, вам тоже захочется посмотреть на мир иными глазами. Увидеть в нем то, что давно хотели, о чем мечтали. Взять в руки кисть или баллончик краски, кусок материи или осколки разбитой вазы и… стать на мгновение художником, дизайнером или просто эстетом, желающим привнести в свой быт каплю свежего романтизма или абстракции, детской наивности или зрелого драматизма. Все в ваших руках. « Пришло время действовать!» - слышим мы голос Хундертвассера.
Елена Кондюрина
Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт