на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  «ВОСПОМИНАНИЯ…»

(Этюд, посвященный выставке фоторабот Семена Лозинского)

ХХI век со своими высокоэффективными технологиями и скоростными темпами жизни настолько приучил нас замечать во всем броскость, оригинальность, «покупаться» на яркую внешнюю оболочку, что о глубине содержания часто просто не успеваешь задуматься. Но именно благодаря своему «внутреннему наполнению» какие-то вещи остаются в памяти на многие годы, а то и продолжают жить в веках. Вот о таких творениях рук человеческих мне хочется рассказать.

Во-первых, автор фоторабот, Семен Евсеевич Лозинский, уже обладает званием «Легенда нижегородской журналистики», и это о многом говорит. С одной стороны, о том, что моменты, попавшие в кадр, поэтизированы (это картины из жизни тружеников села Перелаз Семеновского р-на, фоторассказы о суровом быте оленеводов, геологов, летчиков Крайнего Севера, тяжелом труде шахтеров). С другой стороны – сами события и люди, изображенные на них, стали легендой ХХ века. Среди них выдающиеся композиторы - Д.Д, Шостакович, А.А, Касьянов, А.А. Нестеров; кардиохирург академик Б.А. Королев; космонавты - Б.Б. Егоров, В.М. Комаров, А.Г. Николаев; олимпийский чемпион, штангист Ю. Власов; тренер непобедимой сборной СССР по хоккею А.В. Тарасов; знаменитый на весь мир прорицатель двадцатого столетия Вольф Мессинг. Из событий, представленных на фотографиях экспозиции, можно назвать сооружение в Москве мемориала памяти жертвам в Великую Отечественную войну («Вечный огонь»), строительство Асуанской плотины в Египте.

Во-вторых, зритель, пришедший на выставку, которая будет работать до 1 декабря 2009 года, увидит не столько черно-белые снимки - сотни лиц, событий, жанровых сцен -сколько то, что за ними стоит и тех, кто за ними стоит. А стоит за ними наша история, история ХХ века, который был для России временем больших потрясений, навсегда изменивших облик и судьбу нашей страны. Стоит за ними народ-труженик, народ-победитель, народ-творец. Глядя на фотографии, многие вспомнят то незабываемое время, когда представители разных национальностей считали себя гражданами одной страны, не делили друг друга по штампу в паспорте, вместе встречали праздники и дружно брались за дело наперекор любой стихии. Вспомнят, какое это было время!

Вы замечали, что в нас живо вызывает отклик то, что с нами непосредственно связано, что когда-то случалось и оставило свой след в памяти или на сердце? Когда я стояла перед черно-белыми фотографиями и вглядывалась в лица, жесты, позы людей, то во мне что-то отозвалось. Память? Я уже не застала того времени, которое запечатлено художником (а это в основном 1960-70-е годы). Оказывается, это сердце, чуткое ко всему искреннему, подало знак, это оно вспомнило и отреагировало на увиденное своим легким трепетом. Родное и потому безумно близкое было в людях, которые смотрели на меня с фотографий.

Нет ни яркости, ни оригинальности взятого в объектив сюжета, в чем же заключается сила воздействия этих работ, в чем их поэзия? И правда, в большинстве своем это портреты, но за лицами скрыта сама жизнь и авторское отношение к ней, которое и придает фотографиям особый магнетизм. Проще говоря, это любовь, «что без денег делает тебя богатым». Что, как не она, может превратить серые будни в праздник, золушку – в принцессу, а деревенскую бабушку – во властную боярыню из сказки о рыбаке и рыбке (такой образ живо предстал перед моими глазами, когда я увидела фото «тетка Матрена»).
Самое сильное впечатление производит фотография Шостаковича. Теряешься, видя перед собой великого человека, который скромно наклонил голову, и нет в нем любования собой, нет надменности, это простой человек, который погружен в свои мысли. С одной стороны, между ним и зрителем стоит его Музыка, его талант от Бога, дар творчества, которым обладают совсем немногие. Но, в то же время кажется, будто совсем явственно, здесь и сейчас рядом с тобой находится совсем обыкновенный живой человек. С этой фотографией связана история встречи фоторепортера с композитором в Москве в феврале 1970 года. Спустя только полтора года после этого события появился образ великого музыканта и обаятельнейшего человека, который фотограф долго искал:
«Однажды мне увиделся Дмитрий Дмитриевич, его собранное и сосредоточенное лицо сквозь разбегающийся нотный стан партитуры. Получился портрет, которым я очень дорожу, как автографом, который я получил от Дмитрия Дмитриевича. На фотографии он написал: «Дорогому Семену Евсеевичу Лозинскому на добрую память. Дм. Шостакович. Москва».( URL: http://www.nnews.nnov.ru/news/2006/07/18/soceity/ijcnfrjvbx/)

Это лишь одна из историй, а их сотни, и в каждой своя загадка. Бывает, что автор сам помогает понять фотокартину, давая ей название или даже цитируя речь того, кто изображен на ней. Таковы работы из цикла «Село Перелаз Семеновского р-на – село пенсионеров» (Диплом Всесоюзной выставки, г Москва). «А какая церковь была – красавица!» (что осталось – видим за спиной рассказчика, разведшего руки в стороны) Даже частушки нашли свое место под фотографией 1991 г, на которой «упряжка» из шести человек боронит поле, а седьмой направляет движение ножа. Причем тяжелейшая работа людям не в тягость, а в радость. Нам, изнеженным достижениями технического прогресса, уже не понять до конца сладость труда. В особенности того труда, которым была выкована наша победа и право на свободу, которой мы обладаем. Крутятся в голове и просятся наружу строчки из стихотворения Твардовского:

Когда пройдешь путем колонн, в жару, и дождь, и снег,
Тогда поймешь, как сладок сон, как радостен ночлег.
Когда путем войны пройдешь, еще поймешь порой.
Как хлеб хорош, и как хорош глоток воды сырой.
Когда пройдешь таким путем, не день, не два, солдат
Тогда поймешь, как дорог дом, как отчий угол свят.
Когда науку всех наук – в бою постигнешь бой -
Еще поймешь, как дорог друг, как дорог каждый свой.

Немым укором со следующей фотографии глядят глаза ветерана, несшего ярмо «врага народа», потому что папа был священник, а мать – кулацкая дочка. А белозубый проходчик из шахты Варгашорская Виктор Соловьев заражает своим оптимизмом (1976 г.). Его глаза смеются и излучают такой свет, какой исходит от лампы на его шахтерской каске. Этот молодой здоровый мужчина атлетического телосложения кажется символом рабочего класса в СССР.

Особая тема – тема женских образов, коих у С. Лозинского довольно много и каждый неповторим. Привести хотя бы в пример фотографии двух народных артисток России Жанны Прохоренко (Москва, 1960 г.) и Екатерины Жемчужной (Горький, 1960 г.). «Лед и пламень», если сравнивать их в двух словах. «Снежная Россия» и «знойная Бразилия». Разве не чудо «Марфинька» (Гран-при Международной выставки, Барселона и диплом Всесоюзной выставки, Москва), ребенок-куколка с пушистыми ресничками и пухленькими щечками, добрыми большими глазками? Сколько чистоты и гармонии в «Любушке» (Горький, 1960 г.), этой молодой красивой женщине с искринкой во взгляде. А рядом представительница старшего поколения, «Мать первого космонавта, Анна Тимофеевна Гагарина» (Гжатск, 1980-е гг). Что может быть теплее материнского взгляда и полуулыбки-полугрусти? Читаю следующую подпись: «Век». И что я вижу? Убогую, многострадальную, многораспятую Русь в женском обличии.

Нет возможности описать все, что представлено на выставке. Но можно обозначить некоторые направления с примерами работ. Тема человеческой жизни в разных ее проявлениях: рождение («Человек родился»), пограничное между жизнью и смертью состояние («На операции в клинической больнице № 5»), пора любви («Вернулись»), зрелость («Ихтиандр»), старость («Неразлучные», «Вместе»), смерть («Горе»). Тема «Человека искусства»: портреты Ю.М.Нагибина, А.А.Нестерова, В.Коллара. Общественно-политические события - «Губернатор Б.Немцов в День работников сельского хозяйства»; «Первое заседание, посвященное Горьковскому метрополитену. Метро быть!», 1970 год.

Выбор автором черно-белого фото, по-моему, не случаен и осознан. В таких фотографиях внимание не рассеивается на разные цветовые пятна, а направлено в самую глубину изображенного объекта. Будто идешь ночью по ярко освещенной дороге, и видишь только ее, ничего нет по сторонам, что отвлекало бы внимание от главного, того пути, который уже намечен. Этим цветовым решением создается благоприятная атмосфера для погружения на дно человеческой души. Правда, времени для капитального погружения, как всегда, не хватает, и ты пролетаешь от одного снимка к другому. Потом начинаешь замечать, что твое настроение меняется в зависимости от того, кто на тебя смотрит.

Сотни лиц, сотни судеб ты видишь перед собой, одна на другую не похожа, но есть что-то общее, что объединяет их все. Это свет, который исходит от глаз, от человека в целом. И, думается мне, что не зря говорят, будто творения несут отпечаток души самого автора, хранят тепло его рук. Семен Лозинский, Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии города Нижнего Новгорода, в течение многих лет возглавлявший Городской фотоклуб и фотосекцию при областной организации Союза журналистов, щедро делится с жителями города не только своим видением России конца ХХ века, но и более чем полувековым опытом работы фотокорреспондентом.

Между современным человеком и человеком минувшего ХХ века лежит если не пропасть, то река-то точно протекает. Они сделаны из разного теста. Люди старшего поколения до сих пор не перестали радоваться жизни, активны и полны сил, готовы в поте лица трудиться на своих садовых участках. А по праздникам распевают массу песен, романсов и частушек, пляшут так, что молодым у них еще поучиться можно. Кто-то до сих пор вспоминает радиоспектакли в исполнении прекрасных артистов, напевают фрагменты из классических арий, так как классическая музыка транслировалась по центральному радио.

Почему бы нам, детям ХХI столетья не обратиться к истории и не перенять то положительное, что давало людям право гордиться своей страной, считать ее Великой державой? Ведь тогда было чем гордиться: честный труд (на совесть), который ценился, на высоком уровне были морально нравственные устои, культ взаимопомощи, взаимовыручки, братства («один за всех и все за одного»). У людей была вера в светлое будущее, чего нет сейчас. Чаще приходится слышать: «Куда мы катимся?»

Увидеть, как меняется время, как меняются лица, как меняются люди и помогает эта выставка. Если же вы не успели попасть на эту экспозицию, не расстраивайтесь. Вы давно заглядывали в альбомы со старыми фотографиями? Теперь есть лишний повод это сделать.

Елена Кондюрина
Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт