на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Все в «Школу»!

Все в «Школу»!

С 13 по 16 марта в стенах Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки состоялась «Школа профессионального мастерства». Этот проект был организован совместно кафедрами струнных инструментов и камерного ансамбля. Мастер-классы и концерты, состоявшиеся в Большом и Малом залах, привлекли внимание не только педагогов и студентов Нижегородской консерватории, но учащихся  и преподавателей начального и среднего звена.  С особым энтузиазмом был воспринят приезд профессоров Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, народных артистов России Александра Зиновьевича Бондурянского, Владимира Михайловича Иванова и их учеников.

Вот что рассказала автор идеи «Школы профессионального мастерства», заведующая кафедрой струнных инструментов, заслуженная артистка России, профессор Нижегородской консерватории С. Н. Пропищан:

- В.М. Иванов и А.З. Бондурянский – это два человека, которые всю свою жизнь отдали камерному музицированию, они много лет играют в составе известного «Московского трио». Кроме того, они оба прекрасные солисты. Это первоклассные профессионалы и очень большие друзья нашей консерватории. Я надеюсь и в дальнейшем повторять опыт проведения «Школы профессионального мастерства», но с охватом большего числа городов. Для педагогов нижегородских музыкальных школ и школ области, а также преподавателей училищ - это необходимо. Участие в проекте стало для них праздником.

Организаторы «Школы профессионального мастерства» с признательностью отметили, что идею ее проведения поддержали ректор Московской консерватории, заслуженный артист России, доктор искусствоведения, профессор А.С. Соколов и ректор Нижегородской консерватории, народный артист России, профессор Э.Б. Фертельмейстер. Благодаря этому удалось организовать не только мастер-классы столичных профессоров, но концерты их студентов и студентов кафедр.

В проекте принимали участие и преподаватели Нижегородской консерватории. 13 марта мастер-классы вели профессора и доценты кафедры камерного ансамбля Е.А. Флерова, В.В. Алексеев А.А. Назарова, Н.А. Матвеева. А на следующий день в работу вступили представители кафедры струнных инструментов – профессора С.Н. Пропищан, Л.В. Лукьяненко, И.Д. Пучкова и доцент М.П. Евсикова.

            15 марта при большом стечении участников и слушателей прошел мастер-класс профессора В. М. Иванова, заведующего кафедрой струнных инструментов Московской консерватории. Именитый музыкант работал с ребятами разных возрастных групп: со студентами консерватории, учащимися  нижегородского  музыкального колледжа имени М. Балакирева и воспитанниками детских музыкальных школ.  

- Владимир Михайлович, Вы уже провели огромное количество мастер-классов, какие у Вас профессиональные ожидания от «Школы» в Нижнем?

- Буду отвечать честно. Опыт позволяет мне говорить не об ожидании, а о конкретном знании того, что будет. Школьники приходят талантливые, учащиеся среднего звена – хорошо наученные, а студенты консерватории выглядят слабее. К сожалению, это общая проблема продолжающейся музыкальной централизации. Профессиональные перспективы «оттягивают» хороших ребят из школ и училищ в столичные города – Петербург и Москву. Я не люблю слово «провинция», да и какая же провинция Нижний Новгород, где находится одна из признанных российских консерваторий - учебное заведение с замечательными традициями. Но действительность такова, что зависимость от экономической жизни сказывается во всем. В Нижнем – два больших оркестра и несколько маленьких, в Москве – двадцать или больше, в которые каждые несколько месяцев можно играть конкурс. Поэтому ребята оркестровых специальностей, думая о своем профессиональном и человеческом будущем,  стремятся в Москву. Я знаю это как декан оркестрового факультета. Но это вовсе не означает, что профессиональная музыкальная жизнь сосредоточена только в Санкт-Петербурге и Москве.

- А как Вы ощущаете себя в Нижнем Новгороде?

- Я очень люблю сюда приезжать. Здесь хорошо – в консерватории неувядающий народ, чей профессиональный труд я очень ценю, с которым мне приятно общаться. С удовольствием приеду в этом году снова в качестве председателя государственной экзаменационной комиссии.

Впечатлениями от мастер-класса В.М.Иванова делится профессор Нижегородской консерватории И.Д. Пучкова: «Мастер-классы необходимы, в первую очередь, для того, чтобы и педагоги, и студенты чувствовали уровень, к которому нужно стремиться.  Сдвиг с «мертвой точки» невозможен, если человек «варится в собственном соку» и дальше своей школы, училища, консерватории ничего не видит. Многие профессиональные данные, приобретенные во время учебы, забываются. Мастер-классы помогают вспомнить, как нужно заниматься на инструменте. Кроме того, они «встряхивают» музыкальную жизнь. Такие события вдвойне полезны, когда к нам приезжают профессионалы, подобные В. М. Иванову. Он не только мастер своего дела, тонкий знаток инструмента, но и интересный человек, владеющий фундаментальными знаниями, умениями и опытом. У него прекрасная речь, что делает выступления перед публикой непринужденными и необычайно интересными. Когда слушаешь Владимира Михайловича, внимание не ослабевает ни на минуту. Иванов обладает удивительной способностью раскрепощать человека, с которым занимается. Он дает ребятам волю выразить себя, и подобная манера работать помогает ему добиваться отличных результатов. Остается только радоваться, ведь прекрасные традиции московской школы не теряются!»

Вечером нижегородская публика смогла услышать и по достоинству оценить результат педагогического мастерства профессора Иванова. На концерте выступили студенты его класса: лауреаты Международных конкурсов А. Корягина, О. Якушина, Л. Солодухина, Р. Монасыпов, Е. Корженевич, И. Чепижная, Е. Семенова, П. Милюков. Молодые скрипачи порадовали разнообразием репертуара: в концерте прозвучали произведения Н. Паганини, А. Баццини, И. Брамса, Г. Венявского, П. Чайковского, П. Сарасате и других композиторов. Музыканты показали высокий уровень исполнительского искусства. Особенно дорого то, что «высший пилотаж» в игре на скрипке не становится самоцелью. Исполнение каждого из них не ограничивается блестящей техникой. Самое главное – осмысленный подход к музыке и ее глубокое понимание. Наверное, именно в этом кроется подлинный талант, и именно этому учит своих воспитанников Владимир Михайлович.

 «Отличительная черта воспитанников Иванова - потрясающее качество техники. Огромное значение имеет внутренний слух и интеллектуальная работа. Неслучайно Владимир Михайлович говорит, что настоящий исполнитель должен каждый день трудиться над развитием мышления», - уточнила И. Д.Пучкова.

16 марта мастер-класс проводил профессор Московской консерватории А.З. Бондурянский. Четыре ансамбля студентов Нижегородской консерватории исполняли самую разнообразную музыку – от Бетховена до Шнитке. Профессор вел занятия с искренней увлеченностью, его точные, меткие указания, иногда окрашенные тонким юмором, были призваны  подобрать ключ к воплощению авторского замысла. Заведующий кафедрой камерного ансамбля Нижегородской консерватории, профессор В.В. Алексеев прокомментировал состоявшийся мастер-класс:

«Что касается А.З.Бондурянского, в такой обстановке он себя чувствует как рыба в воде, в родной стихии.  Александр Зиновьевич человек очень образованный, очень профессиональный, любящий свое дело. Он из тех людей, кто не спрашивает, что будут играть - он очень эрудирован, превосходно знает камерный репертуар. Больше всего меня поражает в его мастер-классах доскональное знание технологии струнных инструментов. Будучи пианистом, он очень хорошо и в этом разбирается».

По окончании мастер-класса Александр Зиновьевич ответил на несколько вопросов:

- Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от работы с нижегородскими ансамблями.

- Я знаю работу кафедры камерного ансамбля Нижегородской консерватории не понаслышке, в течение многих лет с удовольствием приезжаю сюда и как председатель госкомиссии, и с открытыми уроками. Я всегда с очень большим уважением отношусь к работе моих коллег, замечательных педагогов. Так что и в этот раз выступления их ансамблей подтвердили высокий уровень работы всей кафедры в целом.

Результатами я очень доволен, по-моему, мы хорошо потрудились, весьма плодотворно, к обоюдной радости обеих сторон. И студенты сегодня были активны. А без этого никакой урок вообще невозможен.

- Как Вы считаете, насколько важны и нужны такого рода «Школы профессионального мастерства»?

- Для меня, безусловно, это важно и нужно. Не потому, что я могу изрекать что-то сверхъестественное. Просто я сам на этих уроках учусь. Это повелось еще от моих замечательных педагогов - строить урок на соучастии ученика и учителя. Мы одинаково участвуем в процессе. Скажем, педагог как более опытный музыкант может больше подсказать, но в то же время и ученики предлагают какие-то новые идеи, которые тоже стоит воспринимать. Это взаимодействие очень интересно.

- По-Вашему мнению, камерное исполнительство сейчас востребовано на концертной эстраде?

- Безусловно. Мы в последнее время становимся свидетелями появления целого ряда замечательных молодежных ансамблей, которые с успехом выступают на различных конкурсах и фестивалях. И я должен сказать, что публика с большим удовольствием ходит на концерты камерной музыки и слушает выступления этих ансамблей с неподдельным интересом, может быть даже с большим, чем раньше. Я думаю, что камерная музыка всегда была востребована. Другое дело, что на уровне филармоний, концертных организаций это не встречает большого энтузиазма. И поэтому приезды камерных ансамблей, скажем, в Нижний Новгород, не так часты. Во всяком случае, я могу сказать из опыта нашего «Московского трио», что в прежние годы мы приезжали сюда гораздо чаще. Сейчас мы крайне редко бываем в Нижнем Новгороде. От этого, конечно, теряем и мы, утрачивая контакт с замечательной нижегородской публикой, и сама нижегородская публика становится до некоторой степени обделенной. Если бы сейчас нас услышали руководители концертных организаций, может быть, они задумались о концертной политике. Для молодых ансамблей концертная практика очень важна, потому что создать новый ансамбль весьма непросто. Это требует большого труда, внимания, долгой и кропотливой работы. И когда такой ансамбль не имеет возможности интенсивно концертировать, то энтузиазм угасает в силу независящих от музыкантов причин. Они хотят играть, они могут играть, но им не всегда дают играть. И, как правило, они продолжают  работают в силу преданности идее камерного музицирования и сотворчества. И мне очень приятно, что среди моих учеников есть сложившиеся ансамбли, которые несмотря ни на что, продолжают свое существование и весьма успешное.

Вечером 16 марта в Большом зале Нижегородской консерватории прошел концерт камерной музыки. В нем прозвучали три трио в исполнении студентов кафедры камерного ансамбля Московской консерватории. Фортепианное трио Ф. Мендельсона в интерпретации Н. Писаревой (фортепиано), Е. Назаровой (скрипка) и А. Рамма (виолончель) прозвучало безукоризненно по технике, пленяло искренностью, эмоциональностью подачи и благородством звука. А. Шайкин (фортепиано), А.Саидов (скрипка) и Ф. Землеруб (виолончель) играли Фортепианное трио Ми бемоль мажор Ф.Шуберта. Их филигранная и стилистически выверенная манера исполнения нашла воодушевленный отклик слушателей. Нечасто в Нижнем Новгороде исполняется Элегическое трио ре минор «Памяти великого художника» С.Рахманинова. Такой подарок преподнесли в тот вечер публике М. Бандурин (фортепиано), Р. Степанян (скрипка) и В. Верстюк (виолончель). В их игре ощущалась зрелость опытных мастеров. С последней нотой знаменитого рахманиновского трио закончилась нынешняя «Школа профессионального мастерства». Будем ждать новых встреч!

Татьяна Годованец,

Мария Евсеева

студенты кафедры прикладного музыковедения  ННГК

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт