на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Будущее современного танца

                       Будущее современного танца

Ю. Пузаков

Счастливый случай привел в Нижний Новгород хореографа, почетного дипломанта Всесоюзного конкурса балетмейстеров (1987г.), лауреата Международного конкурса хореографов (2003г.), а также обладателя высшей награды VI Международного театрального форума «Золотой Витязь»(2008г.) Юрия Пузакова. Он, как и многие балетмейстеры, обеспокоен судьбой хореографического искусства. Что ожидает благородный танец – процветание или полное забвение?  На этот и многие другие вопросы согласился ответить мой собеседник.

-Юрий Викторович, каким Вы видите современный балет сегодня? - Академик Ацимович  говорил, что все давным-давно уже изведано, и создать что-то новое можно лишь на стыке наук. Отсюда пошли биохимия, биофизика, астрофизика. Мне думается, что современный танец – это сочетание классики и модерна. Органичность сочетания этих элементов дает новый всплеск фантазии хореографов.

-А что ожидает современный танец в России завтра?

-На мой взгляд, мы движемся к катастрофе. С таким отношением нашего государства к балету, я думаю, через несколько лет танцевать будет некому. Потому что никто не будет отдавать своих детей в хореографические училища.

-И все же немного хореографического оптимизма - кто из современных балетмейстеров Вам импонирует?

-Мне нравятся работы Джона Ноймайера. Почему? Потому что, там есть осмысленность, содержательность. А если балет ничего не выражает, то это как аквариум с красивыми рыбками. Посмотришь и забудешь, в душу не западет. Мне нравится Иржи Килиан своей изобретательностью. А из наших хореографов для меня номер один – это Борис Эйфман.  У него есть свой стиль.

-Кто из великих Вам ближе всего – Петипа, Баланчин, Фокин, Григорович, Аштон. Чье творчество Вас вдохновляет? Вы же ставите неоклассические спектакли.

-Эталон для меня -  это Баланчин. Хотим мы этого или нет, но друг у друга что-то берем, «отмываем» старинную классику. Я не верю в то, что хореографы воссоздают старую классику, они переиначивают старые спектакли.

-А почему Вы не ставите свои версии «Лебединого озера», «Спящей красавицы»?

-Это скучно, потому что уже кем-то было талантливо сделано. Это напоминает то, как таксидермисты делают чучела зверей. Так и здесь. Набивают каким-то пухом оболочку и представляют квазистаринную хореографию. Наверное, это тоже нужно. Но мне не интересно. В современном спектакле хореограф или режиссер заставляют полюбить героя таким, какой он есть, а в классическом балете автор показывает героя таким, каким он должен быть.

-Вы ставите спектакли в столичных театрах, а что Вам дает провинция?

-Для меня это большой опыт. Мой девиз   заключен в словах Рузвельта: «Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Это заставляет меня более тщательно подходить к творчеству. Не все идеально может быть в ногах артиста, но все равно я должен показать его как можно интересней. Для меня не столь важно техническое состояние труппы, сколько умение людей принимать новые идеи.

-Вы продвигаете современное искусство на периферии, можете назвать себя миссионером?

-Каждый хореограф миссионер. Он заставляет принимать людей неожиданные решения. Новый хореограф дает возможность познать новую хореографию с другого ракурса.

-Кого из современных танцовщиков Вы можете отметить? Кто, на Ваш взгляд, оставит или оставил след в истории русского или мирового балета?

- Рудольф Нуреев. Он  очень много сделал для того, чтобы совсем по-другому воспринимали балет. Русские танцовщики по своей природе «рыхлые». Западные танцоры поджарые, вытянутые, более четкие. Кто-то из классиков сказал, что русский народ не имеет формы, расплывается. А Нуреев смог танцевать все - и русский балет, и зарубежный.

- С Нижегородским театром оперы и балета Вы сотрудничаете не так давно, как, например, с Большим Минским. За период работы с нашими артистами Вы кого-то можете отметить? Может быть, Вам кто-то особенно понравился, и  Вы хотели бы поставить номер или спектакль для этого танцора?

-Пожалуй, Леонид Сычев и Елена Бекшаева. Мне нравится ее спортивность, она может исполнить новые хореографические приемы.

-Как Вы считаете, танцовщики должны приходить на репетицию подготовленными, что-то прочесть, посмотреть по предстоящей работе, или все инициирует балетмейстер?

-Всегда приятно иметь дело с человеком интеллигентным, умным, начитанным, эрудированным. Я делю артистов на две категории. Одна сотрудничает с хореографом в едином ключе. А вторая думает, что работа над новыми постановками - это нудный и ненужный труд, и лучше в это время построить дачу, отремонтировать машину или провести его с любимыми и близкими людьми. Когда меня спрашивают, кто важнее для театра хореограф или артист? Я отвечаю: У велосипеда какое колесо важнее - заднее или переднее? Главное, чтобы они оба ехали.

-У Вас была своя труппа, правда существовала она недолго. Если бы сейчас Вам предложили создать труппу и решили все финансовые вопросы, Вы бы согласились?

-Да конечно. Все дело именно в них. Раньше у меня была одна головная боль -  где найти деньги, чтобы выплатить артистам зарплату. Я ставил мюзиклы, спектакли за рубежом – в Англии, Турции, Венгрии, а заработанные деньги отдавал артистам. Наверно, если бы у меня была жена, она не выдержала  бы этого.

-Для Вас большое значение имеет музыка? Вы могли бы ставить танец на шумовое сопровождение, как Уильям Форсайт?

-Я не люблю хореографию Форсайта, именно потому, что для него, как и почти всех западных хореографов, музыка ничего не значит. Мы гораздо ближе и глубже подходим к музыкальному материалу, на который ставим. Для меня музыка - это первое, что будоражит фантазию и рождает сценические образы в моем воображении.

-Как Вы думаете, почему люди сегодня редко ходят в театр на балет? Это связано с определенной политикой руководства?

-Да. Это отражение незаинтересованности руководства, нежелание просвещать людей. Спорт затмевает все культурные события. На отечественном телевидении практически нет просветительских передач о балете. Это демонстрирует отношение «верхов» к искусству. Когда сильные мира сего приходят в театр, тогда приходят и остальные.

- Что не хватает современному театру?

-Денег. Будут деньги - будут и спектакли.

-Что Вы можете пожелать зрителям и артистам?

-Следовать своему предназначению. Нужно быть мужественным человеком, чтобы в наше время заниматься балетом. Артистам, которые работают не в столичных театрах особенно тяжело. На их зарплаты невозможно прокормить семью. Нужно быть либо безмерно преданным искусству, либо сумасшедшим.

А зрителям хочу пожелать тех спектаклей, которых они заслуживают. Спектакли как жемчуг, если жемчуг не носить, он выцветает, умирает. Точно так же спектакли без соприкосновения со зрительским теплом сердец, теплом зала могут умереть.

Любовь Меркурьева,

1 курс ФДО ННГК

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт