на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Сверхновые или Звезды XXI

Сверхновые или Звезды XXI

Концертный сезон Большого зала Нижегородской консерватории в 2010-2011 г.г. обогатился новым циклом концертов. «Звезды XXI века». За броским названием скрывался не только пиар-ход академического учебного заведения, стремившегося привлечь в храм классической музыки новую, неискушенную публику, но и совершенно определенный смысл – в каждом из концертов принимали участие молодые солисты Московской государственной Академической филармонии, по сути – будущее отечественного искусства. Среди них - пианисты Дмитрий Гордин, Вадим Холоденко, Вячеслав Грязнов, скрипачи - Никита Борисоглебский, Иван Почекин, виолончелист Сергей Антонов и гитарист Артём Дервоед.

Дмитрий Гордин

В рамках цикла музыканты проявили себя в разных амплуа. С сольным концертом выступал Д. Гордин, в ансамбли объединились Н. Борисоглебский и В. Холоденко, а также И. Почекин и А. Дервоед. Симфонические программы представили совместно с оркестром студентов Нижегородской консерватории под управлением лауреата премии Нижнего Новгорода Е. Шейко С. Антонов и В. Грязнов. Кто они, современные востребованные исполнители академической музыки? Двадцатый век ушел в прошлое, но кануло ли вместе с ним в лету то, что среди музыкантов принято называть «советской школой»? Какие плоды все еще приносит уникальная советская система музыкального образования в наступившем столетии?

            Судьбы артистов, выступавших в цикле, во многом похожи – любовь к музыке с раннего детства, прекрасные педагоги, победы на крупных конкурсах, дающие «путевку в жизнь», стипендии различных фондов, мастер-классы мировых звезд, выступления с лучшими оркестрами, активная гастрольная жизнь в России и за рубежом.

            Все это лишь внешнее сходство. Если говорить о творческих индивидуальностях и исполнительских почерках, то они, как и положено ярким творческим личностям, демонстрируют приятное разнообразие. Конечно, все эти молодые музыканты - сформировавшиеся артисты, имеющие широчайший репертуар. Но своя особая репертуарная «интрига» есть у каждого. По программам концертов вполне можно понять, какая музыка ближе каждому из них и какой репертуарной политики они придерживаются.

Романтическая программа Д. Гордина (фортепиано) удивила необычным подходом. Выбор сочинений представил нетипичную грань лирического XIX столетия - строгую, едва ли не аскетичную. Помимо укладывающихся в романтический «стереотип» сочинений И. Брамса и Э. Грига в концерте прозвучали две пьесы из позднего цикла Ф. Листа «Поэтические и религиозные гармонии» - «Погребальное шествие» и «Размышление о мертвых». Да и в целом программа была выстроена предельно сдержанно, в ней не было и тени салонной виртуозности и лоска.

Ансамблисты – Н. Борисоглебский и В. Холоденко, впрочем как И. Почекин и А. Дервоед предпочли во второй части своих вечеров исполнять в числе других и эффектные, блестящие сочинения. Но и здесь подход в выборе композиций оказался принципиально разным. В первом случае прозвучала популярная классика - «Интродукции и Рондо-каприччиозо» К.Сен-Санса и Полонез Ре-мажор Г. Венявского, второй ансамбль завершил свой концерт «Историей танго» для скрипки и гитары А. Пьяццоллы. Вот что говорит о своих репертуарных предпочтениях Н. Борисоглебский:

Никита Борисоглебский

-Очень важно грамотно составлять программу выступления. Следует включать в нее и элементы развлекательности, и серьезные опусы. Будь моя воля, я бы всегда играл только сонаты и концертные дуэты. Но организаторы концертов часто просят финал программы «разбавлять» чем-то виртуозным. Я их прекрасно понимаю, это нужно для публики. Когда в концерте звучит и серьезная, и виртуозно-развлекательная музыка, это позволяет улучшить восприятие в целом.

В. Грязнов и С. Антонов исполняли со студенческим оркестром Нижегородской консерватории «хиты» отечественной классики - Третий фортепианный концерт С. Рахманинова, Вариации на тему рококо и Andante Cantabile П. Чайковского для виолончели с оркестром. Концерт, в котором участвовал С. Антонов, стал своего рода приношением к 170-летию со дня рождения П. Чайковского. Солист поделился наблюдениями о том, как воспринимают музыку русского гения на родине и заграницей:

- Для русских Чайковский – это «своё». Его всегда слушают с большой радостью. В нашей стране эта музыка очень востребована, даже самые популярные его произведения. За границей Чайковского тоже любят. Особенно это заметно в Японии. При этом знают его там меньше, чем у нас, но очень интересуются. И в Америке к Чайковскому относятся очень тепло, как и к Прокофьеву и Шостаковичу.

Исполнительская манера молодых солистов Московской филармонии представила целую палитру музыкальных «характеров». Жгучий темперамент внешне спокойного Н.Борисоглебского выражался только в звуке. Пианист В.Холоденко и виолончелист С.Антонов, казалось, сливались со своими инструментами, так отражался любой выразительный пассаж на их лице. Гитаристу А.Дервоеду не чужда забота о внешнем эффекте, гордо запрокинутая голова отличала его посадку. Д. Гордин был внешне суров и сдержан.

Вячеслав Грязнов

 «Звезды XXI века» - перспективный проект. Это, своего рода, зеркало, которое отражает наше академическое музыкальное завтра. Каким оно будет? Не секрет, что в наше время классическая культура получает недостаточно поддержки в СМИ, ей все труднее найти своего зрителя или слушателя. В то же время молодое поколение академических музыкантов стремится реализовать свой талант в сложившихся условиях. Каким видят они будущее классической музыки?

Своими размышлениями на эту тему поделился С. Антонов:

-Хочется думать, что будущее будет хорошим. Что ждет нас всех, я сказать не могу. Лично я занимаюсь только академической музыкой. Это мои внутренние рамки. Конечно, положение музыканта в нашей стране, да и вообще в мире, не самое лучшее. Поэтому многие выбирают альтернативные пути, связанные с уходом в джазовую или популярную музыку, создают обработки классических произведений в популярных стилях. К примеру, музыканты играют на электрических скрипках и делают из этого шоу. Есть четыре виолончелиста, которые исполняют на своих инструментах рок-музыку. Это всё происходит из-за разочарования…Музыканты не бросили свои инструменты, а просто ушли в другую сферу, приносящую гораздо больше денег и славы. Но в тот же момент они забыли, насколько прекрасен и широк мир классической музыки. И если мы все будем сворачивать с пути академического исполнительства, то классику вообще некому будет играть. Тогда разговоры о том, что ее надо пропагандировать среди молодежи будут бессмысленны, потому что именно молодые музыканты в случае массового ухода в популярные жанры позволят классической музыке умереть. И люди перестанут ходить на концерты, потому что некого будет слушать, а играть никто уже не захочет, потому что в сознании классика будет отражаться как ненужное и невостребованное искусство. А мне она действительно интересна, и я не намерен оставлять этот путь.

У В. Холоденко иной взгляд на ситуацию:

Сергей Антонов

            -Если академическая музыка сможет избежать налета снобизма, который на ней есть сейчас, то будущее ее ждет очень радужное. Иначе она вымрет, как всё, считающее себя слишком элитарным. Если музыка будет восприниматься как что-то понятное, то все будет хорошо. Главное, за нее не переживать. Очень часто говорят: «Классическая музыка умирает, исполнители уже не те, старики ушли, а молодые не умеют играть». Но в конце каждого столетия все пребывают в ужасе, а потом это проходит. Я бы не стал особенно драматизировать ситуацию. Тем более, что сейчас очень много прекрасных исполнителей.

Иван Почекин

            Так или иначе, молодые звезды XXI века верят в будущее академической музыки, но осознают, что ответственность за него лежит на плечах их поколения. И слава Богу, что есть среди них артисты, которые не идут по пути компромиссов, а стремятся бережно хранить традиции, созданные отечественной инструментальной школой. Полная самоотдача на сцене и в занятиях, глубокое образно-интонационное, а не только поверхностно-техническое понимание исполняемых произведений – все то, что только в нашей стране систематически закладывается в самых маленьких учеников и потом развивается в средних и высших музыкальных учебных заведениях, приносит плоды и сейчас. Чуткая, отзывчивая русская душа в сочетании с традициями инструментального исполнительства дает миру прекрасных музыкантов с тонким вкусом и безупречной техникой. Они проходят долгий путь к мастерству, но пока лучшие из них выступают на сценах всего мира, мы можем гордиться русской культурой.

Студентка II курса ФДО ННГК им. Глинки

Татьяна Годованец


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт