На главную

**

Вузы

Generation PR  |  PR?!

PR?!

Есть такой анекдот:

Непосвящённый спрашивает PR-специалиста, кем он работает, слышит ответ – "PR-меном", и просит объяснить, что это такое. Пространное объяснение заканчивается тем, что непосвящённый снова спрашивает – "Так чем же всё-таки ты занимаешься?"

Да, "PR- дело тонкое", и разобраться в том, что скрывается за этими двумя латинскими буквами, весьма непросто.

Считается, что термин "public relations" родился в США, а его автором был Томас Джефферсон, третий американский президент, который употребил это словосочетание в 1807 году в черновике своего "Седьмого обращения к конгрессу".

В настоящее время в России существует множество лингвистических конструкций, обозначающих этот феномен: public relations, PR, паблик рилейшнз, ПР, пиар, пиаристика, пиарология…

Вариантов перевода термина public relations на русский язык тоже немало: "отношения с общественностью", "отношения с публикой", "общественные связи", "общественная коммуникация", "развитие общественных связей", "сохранение (создание) благоприятной среды", "связи с общественностью"… Последний из выше перечисленных используется чаще всего.

Само понятие "public relations" едва ли не самое богатое по числу данных ему определений. В 1975 году одним из американских фондов было выявлено около 500 дефиниций PR. Вот наиболее известные из них:

""Паблик рилейшнз" – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности" (известный английский PR-специалист Сэм Блэк).

""Паблик рилейшнз" – это усилия, направленные не то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот" (один из "отцов" связей с общественностью – Эдвард Бернейз, написавший первую книгу о PR "Кристаллизуя общественное мнение").

""Паблик рилейшнз" – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта" (президент Международного пресс-клуба А.Н. Чумиков).

""Паблик рилейшнз" – это управление всей совокупностью коммуникативных процессов организации в отношениях с общественностью с целью достижения взаимопонимания и поддержки" (директор агентства "PR-эксперт" А.Ф. Векслер).

Несмотря на то, что сотни тысяч человек преподают, изучают и практикуют в наши дни PR, общепринятого определения до сих пор не существует.

Предпринимались многочисленные попытки передать смысл понятия в одной формуле. Например:

X (действие) + Y (интерпретация действия) = PR (общественное отношение) или PR = Performance & Recognition (действие, активность, работа и признание).

Известны также слоганы-определения:  "путь к общественному благу", "инженерия общественных отношений", "кристаллизация общественного мнения", "сознание организации", "улица с двусторонним движением"…

Связи с общественностью, как следует из самого наименования этой деятельности, насчитывают не меньше лет, чем история человечества. Ритуальные пляски шамана, первые рисунки на стенах пещер, речь вождя перед соплеменниками – все эти формы социальной коммуникации явились отдалённым прообразом современных PR. Но как самостоятельная профессия public relations оформились на рубеже XX столетия.

В Росси период становления PR начался несколько лет назад и продолжается по сей день. В наши дни  выходят новые учебные пособия по связям с общественностью на русском языке, написанные не только зарубежными профессионалами, но и российскими, открываются PR-агентства, в ВУЗах вводится специальность "Связи с общественностью", растёт количество желающих получить образование в этой отрасли.

Что наша жизнь? …PR.

Марьяна Золина

Вход


© 2000-2011 Студенческий городок