На главную

**

Вузы

Факультеты  |  АМФ

Мы продолжаем цикл статей о факультетах университета, и теперь на очереди Автомобильный факультет (АМФ), о работе которого нам расскажет его декан Борис Васильевич Савинов.

- Борис Васильевич, вначале позвольте Вас попросить коротко рассказать о прошлом АМФ, его истории. Как он формировался, кто стоял у его истоков?

- Основа автомобильного факультета закладывалась в далекие 30-е годы, и его деятельность всегда очень тесно увязывалась с нуждами и запросами народного хозяйства, крупнейших и наиболее передовых машиностроительных предприятий Нижегородской области — Горьковского автомобильного завода, Павловского автобусного завода, Заволжского моторного завода, Заволжского завода гусеничных тягачей, Борского завода автомобильного стекла, Арзамасского машиностроительного завода.

В 1927 году профессор Г.Г. Калиш создал лабораторию двигателей внутреннего сгорания. Через три года после ввода в строй автомобильного завода в нашем институте была организована кафедра ''Автомобили'', которую возглавил инженер ГАЗа Н.А. Куняев. На основе этих кафедр в 1939 году создается Автотракторный факультет, первым деканом которого стал Н.А.Семенов. Через год факультет был переименован в Автомеханический.

Война внесла свои коррективы в работу всего вуза и нашего факультета, в частности, в 1942 году появились специальности – ''Авиамоторостроение'' и ''Танки'', а факультет стал называться Автобронетанковый.

С переходом страны на мирные рельсы, в 1945 году была образована кафедра ''Вездеходные машины''. А в 1947 году Автобронетанковый факультет вошел в состав объединенного Механического. Очередная реорганизация в 1958 году привела к образованию Машиностроительного факультета, выпускавшего инженеров по следующим специальностям: ''Автомобиле- и тракторостроение'', ''Вездеходные машины'', ''Двигатели внутреннего сгорания'', ''Машины и обработка металлов давлением''. В 1963 году добавилась специальность ''Автомобили и автомобильное хозяйство'' и, соответственно, кафедра ''Автомобильный транспорт''.

В 1978 году произошла очередная и последняя реорганизация, в результате которой был создан ''Автомобильный факультет'', который до сих пор с честью несет это имя. На факультете четыре профилирующих кафедры - ''Автомобили и тракторы'', ''Автомобильный транспорт'', ''Двигатели внутреннего сгорания'', ''Строительные и дорожные машины'' и одна общеобразовательная кафедра ''Высшей математики''.

 -Да, действительно, факультет всегда был на гребне прогресса. А как теперь, учитываете ли Вы требования времени ?

- Несомненно. К примеру, с 1993 года автомобильный факультет перешел на многоуровневую подготовку специалистов — на первой ее ступени организована подготовка бакалавров техники и технологии по направлениям: "Наземные транспортные системы", "Энергомашиностроение" и "Эксплуатация транспортных средств"; а на второй — подготовка дипломированных инженеров по специальностям: "Автомобиле- и тракторостроение", "Автомобили и автомобильное хозяйство", "Двигатели внутреннего сгорания", "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование" и магистров по направлению "Наземные транспортные системы".

Переход с первой ступени обучения на подготовку дипломированных инженеров для успевающих студентов осуществляется по их желанию, но для продолжения учебы в магистратуре ребята проходят собеседование со специально организованной комиссией. Прошедшие оную обучаются по особому учебному плану, в котором предусмотрено достаточно большое количество аудиторных и самостоятельных занятий по теме будущей научной работы. А объем занятий позволяет магистрам сдать экзамены по предметам в объеме кандидатского минимума и тем самым упростить решение вопроса с поступлением в аспирантуру. Для автомобильного факультета, да и для НГТУ в целом, это один из путей решения важнейшей проблемы — проблемы омоложения кадров.

Автомобильный факультет остается стабильно работающим подразделением технического университета, занимая по численности студентов третье место в вузе.

АМФ НГТУ тесно сотрудничает с газетой "Биржа плюс авто". От этого, несомненно, выигрывают и газета, и вуз, и читатели. В разное время в газете публиковались учебные и научные материалы профессоров и заведующих кафедрами АМФ. Газета совместно с факультетом не единожды проводила конкурсы по автомобильной тематике. В них охотно участвовали студенты АМФ, студенты и сотрудники других факультетов НГТУ, вузов Н. Новгорода и региона, да и просто автолюбители.

На базе НИР, проводимых на факультете в последние годы, защищено четыре докторские и несколько кандидатских диссертаций. Созданный высокий научный потенциал позволил в 1992 г. открыть на факультете специализированный совет по защите кандидатских, а в 2000 году – докторских диссертаций. Научные лаборатории и кафедры факультета продолжают выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Наиболее стабильно они ведутся в СКТБ ТТМ под руководством доцента Н.Б. Веселова и в НИЛ ВМ под руководством профессора Л.В. Барахтанова.

Сотрудники факультета активно участвуют в работе Центра безопасности дорожного движения и технической экспертизы (ЦБДДТЭ) НГТУ, созданного под руководством доц. А.М. Грошева в 1998 году. Центр аккредитован в качестве головной учебно-методической организации по подготовке персонала станций и пунктов государственного технического осмотра транспортных средств. С 2001 года Центр уполномочен Главным Управлением ГИБДД МВД России осуществлять деятельность по выдаче "Заключений о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства".

- Возникают ли у выпускников университета  проблемы с трудоустройством?

- С отменой государственного распределения проблемы трудоустройства выпускников не появилось. Молодые специалисты автомобильного факультета с дипломами инженеров-механиков без труда находят работу на промышленных и транспортных предприятиях автомобильной отрасли, успешно работают в сфере бизнеса, в автомобильных тюнинговых и дилерских фирмах. Наши выпускники, как и прежде, занимают ключевые позиции в автомобилестроении, и не только на предприятиях промышленности и транспорта Нижегородской области.

- Как и на любом факультете, на АМФ, по всей видимости, существуют и свои проблемы?

- Безусловно. В последние годы в связи с общим ухудшением дел в системе высшего образования значительно снизилась престижность работы в вузе для молодых людей. Это привело к оттоку из вузов молодых перспективных кадров и существенному увеличению среднего возраста профессорско-преподавательского состава.

В условиях резкого сокращения финансирования науки и учебного процесса наблюдается старение лабораторного оборудования, приобретение же новых установок весьма проблематично.

Это общая для всех факультетов боль. Сейчас на двух кафедрах Автомобильного факультета производится капитальный ремонт помещений учебных аудиторий и лабораторий, что вносит дополнительные сложности в организацию учебного процесса, но, тем не менее, не сказывается на качестве подготовки наших выпускников.

Информация для абитуриента

Автомобильный факультет НГТУ характеризует стабильность: в своем современном виде он существует с 1978 года. Несмотря на тревожную тенденцию падения интереса молодежи к естественнонаучным и техническим специальностям, на факультете сохраняется устойчивый конкурс при зачислении абитуриентов на первый курс. В 2002 году проходной балл был выше, чем в предыдущие годы. Одной из причин этого явления можно считать большой приток медалистов и отличников техникумов, которые на автомобильном факультете не сдавали профильный экзамен, а писали работу по математике и проходили собеседования по вопросам, связанным с выбранной специальностью. Но даже этот сравнительно несложный барьер удалось преодолеть далеко не всем, что говорит об уровне школьной подготовки.

Студенты-автомобилисты факультета и других родственных вузов страны обучаются по учебным и методическим пособиям, написанным преподавателями факультета и изданным в НГТУ и центральных издательствах.

За годы своего существования факультет стал подлинной кузницей инженерных кадров для народного хозяйства страны, подготовив свыше 14 тысяч специалистов с высшим техническим образованием. АМФ с предприятиями автомобильной отрасли объединяют совместные научные и конструкторские разработки, выполняемые ведущими учеными факультета и работниками конструкторских и экспериментальных отделов автомобильных заводов и автотранспортных предприятий.

Наши выпускники работают в автомобильной, тракторной, строительной промышленности, на предприятиях автомобильного транспорта, в научно-исследовательских организациях и высших учебных заведениях. Многие из них стали крупными государственными деятелями, руководителями предприятий, ведущими специалистами, научными и педагогическими работниками.

А теперь позвольте представить наши ведущие кафедры:

Кафедра "Высшая математика"

 Кафедра высшей математики была основана в 1934 году, а с 1975 года она входит в состав Автомобильного факультета. Она обеспечивает подготовку студентов автомобильного и ряда других факультетов. Ее становление связано с именами Л.И. Поливанова, Б.К. Пчелина, Т.В. Чекмарева и других преподавателей. В настоящее время кафедрой заведует профессор В.М. Галкин. Его научные работы широко известны как в России, так и за рубежом. В.М. Галкин является почетным членом Американского математического сообщества, почетным академиком Нью-Йоркской академии наук, лауреатом премии Сороса. Под его руководством на кафедре ведется научная работа по чистой и прикладной математике. Кроме работы со студентами, уделяется большое внимание работе со школьниками - потенциальными абитуриентами как в сети базовых школ, так и на подготовительном отделении и на подготовительных курсах при НГТУ.

Кафедра "Строительные и дорожные машины"

Над решением вопросов конструкции и эксплуатации строительных дорожных машин, а также активного передвижения машин в сложных условиях бездорожья трудятся выпускники кафедры. Кроме того, кафедрой готовятся специалисты по разработке и изготовлению оборудования для производства строительных материалов.

Кафедра "Строительные и дорожные машины" была образована в 1972 году. Ее заведующим до 1984 года был А.Ф. Николаев, а с 1984 года по настоящее время ею руководит выпускник кафедры "Вездеходные машины" профессор А.П. Куляшов. Кафедра готовит инженеров по специальности "Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование". За время существования кафедры "Строительные и дорожные машины" было создано более 30 образцов машин, некоторые из них выпускались небольшими сериями.

На базе кафедры "Строительные и дорожные машины" и ОКБ РАЛСНЕМГ на автомобильном факультете в 1989 году была организована лаборатория специальных строительных и дорожных машин (НИЛ ССДМ), которой руководит доцент В.Е. Колотилин.

Кафедра "Автомобили и тракторы"

Кафедра "Автомобили" была создана в Горьковском индустриальном институте в 1935 г. Первым заведующим кафедрой был инженер Горьковского автомобильного завода Н.А. Куняев. В довоенные годы кафедрой руководили доцент Н.П. Корытников, профессор Б.С. Фалькевич. В 1941 году кафедру возглавил профессор В.Б. Цимбалин, который руководил ею в течение 37 лет.

В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы кафедра была довольно малочисленной и состояла из 4—6 преподавателей. С начала 60-х годов преподавательский коллектив стал систематически пополняться выпускниками специальности "Автомобили и тракторы". В последние 15 лет здесь постоянно работают 15-16 преподавателей. После ухода в 1978 г. В.Б. Цимбалина на пенсию кафедрой заведовали профессор И.Н. Успенский, доцент В.И. Песков, профессор Л.В. Барахтанов. С 1999 года кафедрой руководит профессор Л.Н. Орлов.

В послевоенные годы под руководством ведущих ученых кафедры сложилось несколько научных направлений, в рамках которых выполнены исследования по теории, конструированию и расчету автомобилей, вездеходных и транспортно-технологических машин. По материалам научных исследований на кафедре защищены три докторских и более 35 кандидатских диссертаций. Издано 6 монографий, опубликовано около 1200 статей, докладов, научно-технических отчетов, получено более 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения.

Кафедра "Двигатели внутреннего сгорания"

Без двигателя внутреннего сгорания не может обходиться ни наземный, ни водный, ни воздушный транспорт. Автомобиль появился тогда, когда был создан двигатель внутреннего сгорания. Однако продолжает оставаться множество проблем, над которыми работают конструкторы, исследователи, технологи. Много предстоит сделать в области экологии — защиты здоровья людей и природы. Многие изобретатели работают над альтернативными схемами двигателей для автомобилей. Среди них представляют интерес роторные двигатели, газовые турбины, двигатели Стирлинга, комбинации двигателя внутреннего сгорания с электромотором и другие. Как знать, может быть, те, кто будет работать в XXI веке, обрадуют человечество новыми идеями и конструкциями. Все эти задачи предстоит решать студентам, обучающимся по специальности "Двигатели внутреннего сгорания". Знания, полученные во время учебы, позволяют выпускникам успешно работать на моторных и автомобильных заводах конструкторами, испытателями, технологами, руководителями производства, а также в технологических службах автотранспортных предприятий, Госавтоинспекции.

Кафедрой последовательно руководили доцент Н.П. Корытников, профессор Ю.В. Гиттис, профессор Г.В.Тринклер, профессор А.А. Липгарт, доцент М.В. Веселовский, профессор Н.Г. Мозохин, доцент А.И. Матвеев, профессор И.Б. Гурвич и в настоящее время кафедру возглавляет доцент С.А. Горшков.

Кафедра "Автомобильный транспорт"

Характерными чертами современного автомобиля являются высокие скоростные и тормозные качества, надежность, хорошее соответствие дорожным и климатическим условиям эксплуатации. Следить за "здоровьем" автомобиля и "лечить" его недуги - основная задача инженеров специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство",

Профилирующей специализацией кафедры является "Техническая эксплуатация автомобилей". Вместе с тем выпускники достаточно успешно работают в области организации и осуществления автомобильных перевозок, ремонта автомобилей, проектирования автотранспортных предприятий, технологического оборудования и т. д.   

 Датой основания кафедры следует считать 1963 г. Основателем кафедры "Автомобильный транспорт" является доцент Г.И.Гавриленко, который работал одновременно и деканом Машиностроительного факультета.

 В разные годы кафедрой руководили А.А. Мельников (1975—1985 гг.); Л.Г. Лавров (1986—1991 гг.); Р.А. Мусарский (1991—1994 гг.); Л.Г. Лавров (с 1994 г. по настоящее время).

 На кафедре, кроме педагогической, проводится научно-исследовательская работа по госбюджетной и хоздоговорной тематике. Сотрудники кафедры регулярно участвуют в работе научно-технических конференций (от регионального до международного уровня), публикуют свои научные и методические работы в автомобильных изданиях.

Кафедра постоянно поддерживает тесные связи с предприятиями автомобильного транспорта города и области. Преподаватели кафедры принимают активное участие в переподготовке и повышении квалификации работников автотранспортных предприятий.

- Всё это чрезвычайно интересно. Думается, что эта информация будет полезна не только для абитуриентов. Вуз наш очень велик, и часто люди одного факультета плохо представляют, чем дышат их соседи, их заботы и волнения, а ведь без этого знания порой нельзя прийти друг другу на помощь, разделить радость победы. Это знание - основа понимания, основа сплочённости коллектива НГТУ.

Что Вы могли бы сказать в заключение?

- В заключение хотелось бы поделиться опытом работы Научного общества учащихся (НОУ) на Автомобильном факультете. Это наше будущее, залог того, что приток студентов не иссякнет. Работа с учениками старших классов школ Нижнего Новгорода и области ведется уже в течение восьми лет. Сейчас на каждой профилирующей кафедре факультета существуют кружки НОУ, в которых школьники знакомятся с кафедрами, учебными и научными лабораториями факультета, изучают основы конструкции и эксплуатации автомобильной и строительной техники.

Во время занятий в кружках учащиеся готовят так называемые школьные диссертации по тематике, предложенной ими самими или руководителями их научных работ. С докладами по научным исследованиям школьники выступают на городских конференциях НОУ, некоторые наиболее интересные работы публикуются в сборниках трудов НОУ ''Эврика''.

В апреле-мае школьники, удостоенные на конференции НОУ дипломов первой, второй и третьей степени, выступают с докладами на кафедрах и те из них, которые выполнили наиболее серьезные и глубокие работы, рекомендуются экспертной комиссией к поступлению на соответствующую специальность без вступительных экзаменов, при условии, что они закончат школу без ''троек''.

Перед этими ребятами не стоит проблема выбора будущей специальности – она для них уже решена.

Павел Кузьмин.
Газета "Политехник"

Н.И.

Вход


© 2000-2011 Студенческий городок