на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Два взгляда на "Арсенал"

От мрака к свету…

(две выставки в «Арсенале»)

В сентябре в Государственном центре современного искусства «Арсенал» проходили две выставки, ставшие неожиданным открытием. Два зала – как разные миры: свет и полумрак, разум и чувство, чётко выверенный план и пространственные ассоциации. И всё это - современное искусство: многогранное и многоликое.

Идея показать в полутьме композиции авангардистов, а вслед за этим - ярко освещённые плакаты с архитектурой нового Берлина (концепция Филиппа Мойзера – главы архитектурного бюро в Берлине), сама по себе необычна, оригинальна и гораздо более глубока, чем может показаться на первый взгляд. Две реальности - разные грани бытия: сознательное и бессознательное органично соединились друг с другом в нечто целое, дав возможность испытать полную гамму чувств.

Тёмный зал пугал и манил. Удивительна первая выставка, «Арсенале-2005»: музыка, старые обшарпанные стены, тусклый свет и всего два объекта молодых московских художников. Телеинсталяция «Кино» Рустана Тавасиева - длинная очередь нелепых и трогательных розовых кроликов. Последние, словно чудесным образом ожившие, старательно крутили педали велосипедов (будто это ручка проектора), демонстрируя видеофильм (на экране отражались грустные и мёртвые кроличьи глаза). Необычный эффект вызвал и следующий экспонат - телеинсталяция «Жажда» Аристарха Чернышёва, буквально приковавшая меня к телевизорам с разными TV-программами. Более других заинтересовала странная плёнка: женские губы и рука официанта, поочерёдно подававшая разноцветные напитки, а в бокалах (о, чудо!) отражалось то, что в этот самый момент показывали другие телеэкраны. И, словно это были мои губы, я «пила» эти бокалы, с жадностью поглощая столь необычное «блюдо». Я смогла увидеть процесс со стороны, участвуя в нём и наблюдая одновременно.

Идём на свет. Поначалу он ослепляет, словно ты из тёмного туннеля ворвался в ярко освещённый город. Это «Текущий Берлин» - выставка, осуществившаяся при поддержке Немецкого культурного центра имени Гёте. Новые архитектурные проекты, представленные в более чем 100 плакатах – потрясающее зрелище! Дома, дороги, мосты и вода, вода… Современные сооружения поразили масштабностью, оригинальными формами и материалами. Смелые идеи творцов, создавших детский сад в форме шара, центр оперного искусства со зрительным залом-трансформером, плавучие одноэтажные дома, совсем не вызвали протеста, напротив, как-то очень органично переплелись с прошлым этой страны. А над Рейхстагом, как символ соединения и примирения истории и современности, появился новый стеклянный купол… Погружаясь в атмосферу города, вдохновляясь его красотой, я неожиданно поняла, как важна и прекрасна свобода творчества. Наверное, она - одно из главных достижений человечества!

Контрасты… Ими наполнена наша жизнь. Они заставляют увидеть, задуматься, сравнивать, искать. Они наполняют душу особыми для каждого чувствами, а искусство – множеством смыслов. Посетив «Арсенал», я вновь осознала это.

Трактина Таня

Неуютно-розовый

Одним тёплым сентябрьским вечером я сходила на выставку под названием «Арсенале» - одно из последних «детищ» безвременно ушедшей Любови Сапрыкиной. Эта выставка вызвала у меня тысячу вопросов, ответы на которые я найти не в состоянии до сих пор.

Кремль, одна из его башен, стена... Внутри – холодная и неприветливая. Наверное, в тюрьме так же страшно, как было там – до нервной дрожи, до озноба. Такое ощущение осталось у меня после той выставки. Что-то не логичное и не нужное.

Нелогичным и никак не связанным друг с другом показалось мне

соседство двух залов выставки: «Арсенал» и «Текущий Берлин». Наверное, только взгляд в будущее заставляет обоих жить под одной крышей.

Вопросы и загадки кишат в голове... «Арсенал». Почему именно

"склад боеприпасов"? Внутри неуютно и жутко, как иногда бывает в детских снах: тоскливо-розовые плюшевые зайчики в первом зале. Их зачем-то посадили в длинную цепочку, а трёх самых несчастных заставили ещё и крутить педали велосипедов. Я невольно содрогнулась при виде этих зашитых в розовый мех бездушных роботов. Своим вечным двигателем зайцы заставляли гореть экран на стене. О чём был фильм? Тоже о зайце, крупным планом на меня смотрели нарисованные глаза. Они хотели что-то сказать, но мне не хотелось их слушать. Известная мелодия из фильма "Профессионал" бесконечно повторялась, как шарманка. Зачем всё это? Какое-то огорчение витало в воздухе.

Художник задаётся какой-то проблемой и желает поделиться ей с окружающими. Но что хотел сказать автор «Кино» о зайцах Рустан Тавасиев? – для меня так и остаётся загадкой...

А чуть подальше в этом же зале на другом настенном экране пила девушка. Она чувствовала жажду и поглощала в себя всё, что ни наливал ей официант. В бокалах отражались разные телепередачи. Глаз девушки мы не могли увидеть.…Так это ж мы - слепые безвольные люди - поглощаем всё, что нам ни преподносят. Интересное воплощение мысли предложил нам Аристарх Чернышев.

А чертежи и фотографии нынешних и будущих построек Берлина

почему-то совсем не впечатлили. Хотя, конечно, стоит признать всю монументальность замысла новых проектов на реке Шпрее. Пробежав ряды картинок Филиппа Мозера, захотелось побыстрей вырваться на свободу, из этой жуткой стены Кремля. Многое для меня на этой выставке так и осталось нераскрытой загадкой, непонятными сочетаниями и в чём-то не совсем приятными воспоминаниями. Но это лишь моё ощущение.

Ольга Завольская

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт