на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  И это все о нем...

 

Портрет № 1

 

"Обычная жизнь кажется мне порой виртуальной, а творческий процесс - настоящей"

( Ю.Башмет "Вокзал мечты")

…Где-то на маленькой железнодорожной станции есть вокзал. Он не указан на путевых картах, но однажды, если этого действительно очень захотеть, каждый может попасть сюда, на вокзал своей мечты. Когда-то на этой станции жил-был маленький еврейский мальчик. У него была мама. Она его очень любила и, как всякая любящая мать, хотела своему Юре подарить счастье. Но, то ли она не знала, как оно выглядит, толи у нее не было больше денег, и она купила ему скрипку за 9 рублей 25 копеек. Юра тоже любил маму, поэтому целыми днями стал для нее играть на этой скрипке. Прошли годы. Юра стал красивым юношей. А скрипка превратилась в альт. Поехал Юра в столицу - людей посмотреть, себя показать. И так ему там понравилось, что решил он там остаться….         

Юрий Башмет поступил в московскую консерваторию (сначала в класс профессора Вадима Васильевича Борисовского, затем после его смерти продолжил обучение в классе Федора Серафимовича Дружинина). Здесь, в храме искусства, он научился самому главному - "вкусу аристократического исполнителя" и готовности беспрестанно трудиться, чтобы всегда быть на высоте. Ведь выступление для музыканта – это диалог с композитором, который в минуты наивысшего подъема исполнителя "ведет его". Так было на концерте в честь памяти Шостаковича. Этого Юрий не забыл никогда. После пережитых минут не давал себе расслабиться, беспристрастно вел учет ежедневным занятиям. Занимался, порой, сутками напролет с небольшими перерывами на еду. Великий труженик, он понимал, что "кроме генов, которые передаются от родителей, существует некая космическая данность. Это комплекс событий, в которых раскрывается наше предназначение жизни. Если человек чувствует это предназначение свыше, верит в него и трудится, то и от Бога приложится".

И вот Юрий – всемирно известный музыкант. Он же – профессор Московской консерватории и заведующий кафедрой альта, дирижер и художественный руководитель камерного оркестра "Солисты Москвы". Башмет возглавляет благотворительный фонд, различные международные фестивали. Но за всеми успехами не слепая улыбка фортуны, а строгая дисциплина и жесткий график работы на несколько лет вперед.

Одно не оставляет – вокзал мечты. И Юрий создает свой Вокзал мечты вначале на телевидении в качестве авторской программы, потом пишет книгу с одноименным названием. Его Вокзал, в двери которого мы входим с разных концов, открывают мир артиста, его пересечений, судеб великих людей, когда-то побывавших в нем, философскую позицию музыканта. Он считает, "что исполнение музыки сродни рисованию на песке: музыкант отыграл произведение, и вот нахлынула волна и все смыла". Все быстротечно. Остановиться, рассмотреть мгновения помогает Юрий Башмет.

…Где-то на маленькой железнодорожной станции есть вокзал. Он не указан на путевых картах, но однажды, если этого действительно очень захотеть, каждый может попасть сюда, на вокзал своей мечты. Как это сделал маленький еврейский мальчик, гениальный музыкант, "гражданин мира" и патриот – Юрий Абрамович Башмет.

Наталья Дзюбо

 

Портрет № 2

Заметки из жизни альтиста

Согласитесь, как-то непривычно воспринимать знаменитого альтиста как вполне обычного человека, у которого было самое обычное детство, самые обычные мальчишеские увлечения… Более того - его выбор стать музыкантом, так же как и у многих из нас, был случайным. Итак, я хочу предложить вашему вниманию воспоминания «О себе» Юрия Башмета…

 

О детских увлечениях…

…Мальчишкой я только для мамочки играл на скрипочке, а так, для души, был поп-звездой у себя во Львове. У меня была группа, в которой я играл на гитаре. Очень популярным был, и все девочки меня любили…

О случайном выборе…

…Вопрос об альте впервые возник перед восьмым классом музыкальной школы, когда нужно было выбирать между ним и скрипкой. Один мой хороший знакомый альтист сказал: “Перейди на альт, у тебя будет больше времени для гитары”. Именно этот аргумент стал решающим…

О неслучайной встрече…

…У меня был очень плохой фабричный инструмент за 90 рублей, с которым я поступал в консерваторию. А в конце первого курса мне приснился сон – я играл в зале, слышал звук (я его до сих пор помню) и слышал шёпот двух женщин – одна говорила другой: “Какое звучание! Какой инструмент!”. Удивительно, что когда я проснулся и пошёл смотреть почту, то обнаружил записку: “Срочно позвоните профессору Борисовскому”. Это был мой педагог. Когда я позвонил, он мне сказал: “Приезжай, итальяшка тебя ждёт”. Итальяшка стоил 1500 рублей, и это было дёшево. Тогда инструмент такого класса стоил не менее 3000 рублей, но кто-то уезжал и срочно продавал. Деньги мы собрали с большим трудом. У меня в загашнике было 400 рублей, заработанных гитарой на песнях “Битлз”, дедушка дал около 600, остальные – отец, заняв у знакомых. Мастер «итальяшки» - Паоло Антонио Тестори. Это 1758 год, миланская школа. А я играю с 1976 года. Конечно, у меня были возможности купить другой, но я пока не встретил более подходящего лично для меня инструмента. Он, конечно, не без изъянов, но мы подошли друг к другу. Это большое счастье, что мы встретились…

О порядочности…

…Если ты плохо относишься к человеку, не может быть настоящего контакта. Мы стоим все вместе на сцене, и без искренности, открытости, правды чувств единения не получается… Сейчас я начинаю подходить к людям с иных позиций – для меня человеческая порядочность и профессионализм меняются местами. И если что-либо возникает, сразу, не задумываясь, я гадкого человека, будь он отличный музыкант, выгоню, а честного благородного, пусть в профессиональном смысле немного уступающего, оставлю. Лучше я его научу играть! Порядочность превыше всего …

Об импровизации…

…Однажды я проходил мимо рояля – почему-то присел, сыграл несколько нот… Понравилось. И я стал это развивать. В результате получилось нечто романтическое, где-то между Шопеном и Шуманом. Конца, впрочем, так и не придумал… Конечно же, я это не записал, но помню очень хорошо. Так, в Токио я даже «пошутил»: там замечательно играла на концерте Марта Аргерих – знаменитая швейцарская пианистка. Я зашёл к ней в артистическую поздравить, и вдруг ужасно захотелось сыграть ей эту пьесу. Она эмоциональный человек, прямо-таки завизжала: где достать, она хочет играть это на бис… Ну, я сказал, что автор – Клара Шуман. Она поверила. Но тут мне стало стыдно, и я признался…

О Моцарте…

…Я оказался первым музыкантом, для которого открыли шкаф Моцарта в Зальцбурге и дали альт композитора. Двести лет к нему никто не прикасался. Мало того, я сказал, что Моцарт ничего не написал для альта, а только для альта и скрипки, поэтому мне нужна ещё и скрипочка из того же шкафчика. Сделал я это для своего друга, прекрасного музыканта Олега Кагана. Он был уже смертельно болен, и для него это было особенно важно. Всё происходило на высоком политическом уровне. Документы подписывал Шеварднадзе, бывший тогда министром иностранных дел. В общем, скрипку тоже выдали. Это было замечательно – мы играли на инструментах Моцарта и в его доме…

Об искусстве…

…Я очень люблю кино. Люблю читать, но только то, что мне интересно. Лучшие стихи для меня – это Пушкин. Лучший джаз – традиционный, скажем, Оскар Питерсон. Не люблю смешивать жанры. Хотя есть исключения: скажем, песни группы «Битлз». Они в своём жанре. Но на грани. Люблю интеллигентные шутки. Здесь для меня непревзойдённый идеал – Гидон Кремер. У него всегда всё на очень высоком уровне…

О доме…

…Я много гастролирую, но непременно должен возвращаться домой. Москва – другого дома я не хочу, не мыслю себе. Здесь семья, здесь друзья, здесь близкие по духу, по воззрению люди. После долгих дней и недель странствий ощущение родного дома, доброжелательного отношения к тебе так необходимо и дорого…

Согласитесь, перед вами предстал другой человек. Человек, у которого кроме музыки в жизни есть и дружба, и любовь, и дом, словом, всё то, чем живёт любой из нас.

 

Нина Колипова

 

Портрет № 3

 

Эпоха Башмета

Ни для кого не секрет, что о нашем величайшем современнике много сказано и написано. Его роль в культурной жизни не только России, но и всего мира необычайно велика. Юрий Башмет – артистический директор нескольких международных музыкальных фестивалей, в том числе "Декабрьских вечеров" в музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, профессор Московской консерватории и заведующий кафедрой альта, дирижер и художественный руководитель камерного оркестра "Солисты Москвы", президент Международного благотворительного фонда, ведущий авторской телевизионной программы "Вокзал мечты" ...Однако если выделить главное, «…Юрий Башмет – первый альтист мира, музыкант от Бога и гордость современной российской культуры». (Вера Сальникова «Мой Бог – музыка!»)

Приведём ещё одну характеристику музыканта, данную Верой Сальниковой:

«Юрий Башмет обладает прекрасной профессиональной школой и вкусом, мощной харизмой, характером лидера. Безусловно, он - великий труженик, человек, который сам себя сделал, создал свой имидж. Черный цвет в одежде Башмет предпочитает всем другим, этакий "музыкальный черный квадрат", брюнет с романтической прической, демоническим профилем и с альтом в руках».

Башмета называют "русским Паганини". Французы ассоциируют его с Наполеоном, японцы - с Юрием Гагариным. Он действительно гражданин мира, но на вопрос: «В какой стране вы чувствуете себя уютно?» - не задумываясь, отвечает:

«Я разумею так: если нет у человека «адреса души», то есть ощущения родины, это ведет в жизни к различным неловкостям. Я себя чувствую в любой точке мира сильным именно потому, что я россиянин. И меня радует, что сегодня на Западе ко мне уважительно относятся не только как к Башмету-артисту, но и как к Башмету-гражданину. Скажу больше — я не понимаю тех людей, которые отрекаются от своего советского прошлого, по сути, перечеркивают свой жизненный опыт. При этом хочу заметить, что сам я никогда не был членом партии, поэтому не могу сказать, что являюсь типичным «продуктом» советской системы. Но, тем не менее, я горжусь и чувствую себя счастливым человеком, оттого что мне не пришлось быть вытолкнутым из страны, не пришлось покидать свой дом. Для меня это вопрос принципиальный. По моему разумению, свобода жить и творить есть только тогда, когда у человека есть Родина. Это придает силу и уверенность в том, что все в жизни организовано правильно».

О нём пишутся статьи и книги, создаются телепрограммы. Юрию Абрамовичу посвящают произведения величайшие композиторы мира:

«Недавно, заполняя документы, я насчитал 53 симфонических произведения, посвященных мне, — их даже больше, чем мне лет! Из них шесть-семь чрезвычайно талантливых, одно гениальное — это Большой концерт Шнитке и одно сильно к нему приближающееся — изумительный концерт Губайдуллиной».

 В свои пятьдесят лет музыкант на пике популярности, его боготворят…(приведу эпизод из статьи Ольги Майдельман «Этот фантастический Башмет»):

- Напишите что-нибудь, - ноют хористки, подкладывая афишу ему под руку.

«Что-нибудь» - размашисто рисует он, улыбаясь. […] Покорно фотографируется, пока его опять не засасывает лаковая дверь приемной. Он еще не знает, что из полусотни «башметовок» в коридоре останутся еще 10 неосчастливленных, стойких как солдатики. И будут ждать его до полуночи.

- Встречались ли вам где-нибудь такие преданные поклонницы?

- Встречались, - подумав, признается он. - В России. В Токио у меня есть клуб фанов, их сотни, и они часами ждут на улице. Еще в Тайване и в Гонконге. Европейцы сдержаннее.

Башмет реализовал еще одну грань своего таланта, написав книгу "Вокзал мечты". Ее жанр не однозначен: в чем-то она напоминает стенограммы одноимённой телепередачи, в чём-то – автобиографические эссе и путевые заметки странствующего по свету музыканта, есть в ней портретные зарисовки великих людей, с которым свела судьба на сцене и в жизни. Авторский комментарий проясняет нравственную позицию и жизненную философию Юрия Башмета. Он пишет о детстве, учёбе, семье. И вдруг становится понятно, что ничто человеческое не чуждо этой легендарной личности. Татьяна Филиппова, побывавшая на даче Башмета, приводит замечательные слова его жены:

"Наш дом, - объясняет Наталья, - хорош не архитектурой, а тем, что в нем можно забыть обо всем, слушая музыку, шутки, какие-то смешные истории. Каждое застолье выливается в своеобразное представление, Юра садится за один рояль, кто-нибудь из гостей - за другой... Однажды, я помню, они играли здесь с Олегом Меньшиковым и был такой прекрасный вечер, что я тоже не выдержала и взяла маленькую скрипку нашего сына Саши. В подобные вечера каждый может позволить себе все, на что в другой ситуации человек, наверное, не решился бы. Конечно, это во многом идет от личности Юры".

В заключение мне бы хотелось вновь обратиться к статье Веры Сальниковой, ярко и образно, по-моему мнению, расставляющей, точки над «i» в понимании личности Юрия Башмета:

«Божественное и человеческое соединяется в гении как в айсберге подводная и надводная части. Мы видим надводное-человеческое, но чтобы прикоснуться к его гениальности, войти в мир чудесного и прекрасного, надо просто слушать божественные звуки его альта. "Мой Бог - музыка" - написал он в своей книге. И это не метафора, но установка на сотворчество с Богом в созидании красоты и гармонии».

Соглашаясь с автором статьи и размышляя о прочитанном, восхищаюсь и колоссальной энергией музыканта, и многогранностью его таланта. Вдруг понимаю, что о нас наверно вспомнят как о современниках этого уникального человека. Горжусь, что живу в эпоху Башмета!

Татьяна Трактина

 

Портрет № 4

Не хочется повторять банальные фразы, вроде «живая легенда», «альт номер 1 в мире», но в случае Юрия Башмета вообще сложно найти свежие эпитеты и определения. Начнем с того, что это звезда мирового класса, воспитанник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов в Будапеште (1975), в Мюнхене (1976). Известен не только как солист, но и как руководитель созданного им камерного оркестра «Солисты Москвы». На данный момент является преподавателем Московской консерватории с 1978 года. В качестве солиста и дирижера Ю.Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира. В разных странах снято несколько фильмов о его творчестве (Англия, Франция, Россия). Его компакт-диски неоднократно становились обладателями престижных премий, таких как «Золотой диапазон» и «Шок». Он удостоен почетных званий Заслуженный артист РСФСР (1983), Народный артист СССР (1991), лауреат государственной премии СССР (1986) и премии России (1994). Юрий Абрамович - Почетный Академик Лондонской Академии искусств.

Башмет считается лучшим интерпретатором современной академической музыки. Ему посвящено 38 альтовых концертов, среди авторов сочинений – Альфред Шнитке, Софья Губайдуллина, Эдисон Денисов. Большая дружба связывала Ю.Башмета и Святослава Рихтера. Тождество понимания искусства музыки в их современных выступлениях на знаменитом фестивале « Декабрьские вечера» в Пушкинском музее и в гастрольном турне позволяли слушателям говорить о мощном творческом диалоге двух личностей . Башмет известен не только как непревзойденный мастер альта, он также и тонкий дирижер, эрудит, просветитель. Автор и ведущий телепередач, организатор международного конкурса альтистов, учредитель престижной премии им. Дмитрия Шостаковича. Два года назад он возглавил государственный симфонический оркестр «Новая Россия». С этим коллективом Ю. Башмет много выступает по России. В этом году 23 августа его оркестр исполнял классический репертуар: произведения Прокофьева, Шостаковича, Чайковского Солировала на рояле Ксения Башмет. Понимая всю щепетильность такой ситуации, Юрий Абрамович говорит, что ему не приходится на сцене краснеть за свою дочь. Если бы было иначе, он бы никогда не вышел с ней на сцену. Ксения является аспиранткой Московской консерватории. Активно выступает на фестивалях и концертах. Уже успела стать лауреатом нескольких конкурсов в России и за границей.

Знакомясь с творчеством Башмета , я поняла , что он не только гениальный музыкант имеющий мировую известность и, множество регалий. Юрий Абрамович является просветителем и продвигает русские традиции на мировую сцену , это безусловно огромный вклад в культуру нашей страны.

Ольга Орликова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт