на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Все громче, и громче, и громче...

Все громче, и громче, и громче...

24 октября в органном зале филармонии г. Перми состоялся весьма необычный концерт под интригующим названием «Суперрояль: турнир пианистов Перми и Нижнего Новгорода». Пермяки очень тепло принимали гостей – «команду» из четырёх нижегородских пианистов, однако, как и следовало ожидать, на «родном поле» победу одержала местные музыканты. 25 ноября состоялся «матч-реванш» на сцене Большого зала Нижегородской государственной консерватории: на «Суперрояле-2» зал был полон, и публика, пришедшая на концерт, не совсем понимая, что же там будет происходить, получила удовольствие и огромный заряд энергии.

«Турнир» пианистов – это звучит необычно и даже странно. Однако именно такой проект придумал и воплотил в жизнь председатель пермского Союза композиторов Игорь Машуков, идею которого поддержали эксперты Нижегородского фонда «Культурная столица Поволжья» и Департамент по культуре, спорту и молодёжной политике администрации г. Перми. Цель проекта-турнира – наладить культурные связи между двумя крупными городами Приволжского федерального округа, дать возможность пианистам выступить на новых сценических площадках, а также познакомить публику с новейшей музыкой нижегородских и пермских композиторов. Первый концерт «турнира» должен был проходить в Нижнем 14 сентября, однако в силу финансовых проблем первыми «в гости» поехали нижегородцы.

Основное отличие «Суперрояля» от многочисленных конкурсов – это понятие «команды». Каждая команда должна была представить на суд публики по одному сочинению Шопена, Листа и Рахманинова, одно сочинение любого композитора ХХ века и произведение нижегородского композитора. Кроме того, специально для турнира нижегородскими и пермскими авторами были написаны вариации на тему DSCH (музыкальная тема-монограмма Д. Шостаковича) для двух фортепиано – в честь 30-летия со дня смерти великого композитора. Именно этими весьма эффектными вариациями открывались и завершались оба концерта «Суперрояля»: «увертюрой» стали пьесы композиторов-пермяков, а «эпилогом» - нижегородцев.

Борьба пианистов проходила в двух зачётах: личном и командном. Определение же победителей и выставление баллов стало основной интригой турнира: после каждого выступления специальной аппаратурой измерялся уровень громкости аплодисментов в децибелах, и на основе этой цифры выставлялись оценки. Как выяснилось в процессе турнира, в понятие «аплодисменты» входили также восторженные крики, свист и топание ногами, которые лишь ещё больше повышали «рейтинг» выступившего исполнителя.

Как и следовало ожидать, при подобном способе определения победителя в Перми победила пермская команда, а в Нижнем нижегородская, при этом в личном зачёте в Перми первой оказалась капитан пермской команды Наталья Шамарина с двумя сложнейшими трансцендентными этюдами Листа, а в Нижнем – известный нижегородский пианист Евгений Брахман, прекрасно исполнивший драматичную прелюдию и фугу ре-минор Шостаковича. Однако это вовсе не значит, что гости каждый раз уходили под гробовое молчание зала. На концертах царила удивительно добрая, дружественная атмосфера, публика была рада приветствовать как своих земляков, так и приехавших музыкантов, а после концертов проходили творческие встречи, на которых пианисты и композиторы ближе знакомились друг с другом и делились профессиональным опытом.

Безусловно, некоторая спортивная направленность проекта не может быть оценена однозначно. Музыка и спорт – это разные вещи, а определение победителя по громкости аплодисментов ни в коей мере не может претендовать на объективность (очень часто после потрясающе глубоких исполнений выдающихся музыкантов не хочется аплодировать вообще). И тем не менее, авторам проекта, прекрасно сознававшим всю противоречивость их замысла, удалось пройти по узкой тропинке между зрелищным шоу и серьёзнейшим академическим концертом – стоит напомнить, что из двенадцати произведений, прозвучавших на турнире, шесть было написано в ХХ веке. Кто знает, быть может, будущее именно за такими синтетическими концертами-шоу, где определённая доля зрительского азарта соседствует с элитарными академическими сочинениями.

Руслан Разгуляев, "Нижегородские новости"

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт