на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Шлягер в современной действительности

В Интернете появился отдельный сайт с афоризмами, мыслями, фразами, посвященными шлягеру.

Приведу некоторые из них:

Шлягер живет недолго. Вы бы жили не дольше, если бы вас истязали с таким же остервенением.

Дмитрий Пашков

Шлягер: песня, которая позволяет вам думать, что и вы умеете петь.

Арнолд Глазгоу

К счастью, популярные песенки недолго остаются популярными..

Янина Ипохорская

Старые шлягеры лучше новых, потому что их слышишь реже.

Даже очень хорошую песню нельзя затаскивать до такой степени, чтобы она стала противной.

Георгий Александров

Музыканта можно убить чем попало, но мелодию - только мелодией.

Станислав Ежи Лец

Если бы знать шлягер иерихонских труб!

Станислав Ежи Лец

Само слово «шлягер» стало широко применимо в различных сферах деятельности, не только в массовой музыке, архитектуре, театре и кино, но и, например, в сфере бизнеса. Шлягер с этой точки зрения – это название фирмы, предприятия и т.д., которое ложится на слух как будто само собой. Как уверяют создатели такой трактовки понятия: «Названия – шлягеры работают, поднимая рейтинг (известность) фирмы на сто процентов».

Таким образом, слово шлягер в полной мере оправдывает и по- прежнему соответствует своему первоначальному значению - немецкому Schlager - ходкий товар, гвоздь сезона. Слово «Шлягер» берёт начало из жаргона австрийских торговцев середины XIX в., обозначавших так особо конкурентоспособные товары (этикетка со словом «Шлягер» даже наклеивалась на соответствующие упаковки). Оно было подхвачено растущей индустрией музыкальных развлечений, поначалу в деятельности нотоиздателей, распространявших тетради с мелодиями и текстами бытовых песенок и популярных опереточных арий. Впоследствии производителями шлягеров стали фонографические фирмы.

В массовой культуре этот термин принято употреблять в трёх основных значениях:

- развлекательная танцевальная песня, обычно на любовно-лирический текст. Одна из форм поп-музыки, характерный продукт "массовой культуры". Отличается шаблонностью и в музыкальном, и в поэтическом плане.

 - особо популярная песня, обладающая броскими, запоминающимися деталями мелодики, гармонии или аранжировки, отвечающая последней танцевальной моде, а зачастую порождающая моду на танцевальную формулу, аранжировочный эффект и т. п.

 - в переносном смысле шлягер - любой продукт массовой культуры (не только музыкальной), находящийся в зените популярности, но легковесный по содержанию, соответствующий ходовым умонастроениям публики.

Генезис шлягера (в первом значении) как особого типа развлекательной песни связан с объединением и стандартизацией многих жанров и традиций вокальной музыки — городской песни начала и середины XIX в., опереточных арий, водевильных куплетов, а также романтической вокальной миниатюры. С начала XX в. на шлягер сильное влияние оказывал джаз, а с 1950-х гг. — рок-музыка. Первоначальный поэтический словарь шлягера формировался под влиянием романтической поэзии, которую нарочито огрубляли, чтобы она соответствовала ресторанной ситуации (первые исполнители шлягерного репертуара выступали именно там).

Нужно отметить, что современная ситуация с ресторанными шлягерами не сильно отличается от существовавшей в начале 20 века. В качестве примера приведу отрывок из интервью с Юрием Кукиным (известным бардом), в котором он делится личным опытом написания на заказ ресторанного шлягера. Автор даёт подробную инструкцию, как нужно писать подобные сочинения:

«Первый закон. Нужно придумать фразу. Фраза должна быть крепкой и вбиваться в голову в каждом куплете на всю оставшуюся жизнь. Фразу я изобрел быстро: "И сама не понимаю почему". "Сама" - потому что там женщина пела, нужно было рассчитывать на ее исполнение.

Второй закон. Первый куплет должен быть поэтичен. Точнее, псевдопоэтичен, что-то "под Есенина". Все банальные образы, которые я собрал за время изучения материала, я объединил в один куплет и внизу написал: "И сама не понимаю почему".

Третий закон. Первый куплет становится и последним куплетом, образуя поэтические рамки шлягера. Середину нужно заполнить содержанием. Содержание взять было неоткуда. От имени женщины я писать не мог. Я попросил свою знакомую говорить мне, как бы она вела себя в определенной ситуации. Она отвечала, я рифмовал и в конце каждого куплета писал: "И сама не понимаю почему". Получилось содержание.

Четвертый закон. Требуется, чтобы был урбанизм, приметы города. Про село в ресторане не любят. Я в один из куплетов вставил трубку телефона. Место действия конкретизировалось, запахло цивилизацией.

Пятый закон. Требуется секс-фраза. Это такая фраза, на которую "умный" человек быстро придумывает грязную пародийную. Это увеличивает масштаб воздействия шлягера.

Шестой закон. Мелодия не должна быть оригинальной. Такую мелодию не запомнить. Нужно взять три знакомых мелодии и сделать одну из них доминирующей. В качестве основной мелодии я взял "И на Марсе будут яблони цвести...", соответственно изменив ее.»

(Идеей схематичного сочинения шлягеров забавлялся ещё Моцарт, а в современном мире дело дошло уже до использования в этих целях музыкальных счетных машин !)

Как правило, тексты шлягера в 1-й половине 20 века сочинялись на уже готовый напев непрофессионального автора, гармонизацию и аранжировку делал профессиональный музыкант, а название зачастую давал издатель или фирма, выпускавшая пластинку. Впоследствии поэтика шлягера ассимилировала импульсы блюзовых текстов (с их чувственной откровенностью и обыгрыванием «раскованной» поведенческой этики маргинальных персонажей) и рок-текстов (с их эпатирующими «уходами» в протест, мистику и эротику). На всех этапах своего развития шлягер был амальгамой тенденций и стилей, в том числе и разноэтнических по происхождению. Под многочисленными пластами разнородных начал, однако, неизменным сохранялся найденный еще в конце XIX в. стандарт: танцевальность + лирика.

«Воздействие шлягеров, - как утверждает Борис Клюев в статье «О шлягере в искусстве», - точнее, может быть, их социальную роль, можно определить как воздействие на сознание схем идентификации. Это влияние можно сравнить с ролью кинозвезд, прим иллюстрированных журналов и красавиц на рекламе чулок и зубной пасты».

Таким образом шлягеры становятся шлягерами, ещё во многом благодаря нажиму, с которой они рекламируются и распространяются, благодаря своей способности как бы собирать в один резервуар движения души людей, либо же создавать иллюзию таких движений. Каждый отдельный шлягер — это своя собственная реклама, реклама его названия, и характерно, что в американских изданиях шлягеров слова текста, повторяющие название, обычно выделяются крупным шрифтом. Вся в целом развлекательная музыка едва ли приобрела бы такие масштабы, и оказывала бы такое воздействие без того, что в Америке называют plugging (Примерно: навязывание, вбивание в голову, рекламирование). Шлягеры, избранные на роль бестселлеров, словно железными молотками вбиваются в головы слушателей. До тех пор, пока те не начинают узнавать их и потому — как правильно рассуждают психологи от музыкальной рекламы — любить (т.к. музыка оказывает значительно большее воздействие на мозг человека, чем рекламный текст).

Главные критерии, необходимые шлягеру - степень общественной распространенности, обращенность к большей массе людей и способность увлечь ее. За этими фактороми стоит аппеляция к духовному опыту широчайшего круга слушателей, возможность удовлетворить их жизненные, социальные, эстетические потребности, отразить общезначимый для них круг тем, образов и эмоции, вступить с этой огромной аудиторией в диалог, вызвав ее на ответный отклик, сопереживание и сотворчество.

Нужно отметить также, что помимо шлягеров в первоначальном значении этого слова, существуют и выдающиеся образцы, чаще всего связанные с проникновением джаза, рока или других течений. Такие сочинения получили название – артизованный шлягер. К этим произведениям вполне возможно применять систему ценностей, характеризующую понятие шедевра (В.Н. Сыров ст. «Шлягер и шедевр (к вопросу об аннигиляции понятий)» ).

Как же определить, какой из шлягеров достоин внимания?

Т. Чередниченко предлагает самое необычное, на мой взгляд, решение[1]. Она выстраивает иерархию музыкальной ценности, опираясь на «теорию стоимости» Маркса, по которой стоимость (ценность) зависит от вложенного в созданный предмет труда (его качества).

1.         Низший уровень – «физиологический труд», т.е. простое повторение, исключение творческого подхода в музыке (существовал в музыке, начиная от первобытных культур, чаще всего именно этому уровню принадлежат типовые образцы шлягеров).

2.         Средний уровень – «управленческий труд», т.е. управление процессом изготовления продукта (например, обработки хоралов или новые шлягерные неакадемические версии классических шедевров).

3.         Высший уровень – «специализированный труд», т.е. творческий труд (результатом которого, безусловно, являются артизованные шлягеры).

Хотя такой в некоторой степени «рыночный подход» слегка шокирует, для определения ценности шлягеров он подходит, по-моему, как нельзя лучше.

В заключение, отмечу, что шлягер, как создание уникальное своей многозначностью и смысловой широтой привлекателен, прежде всего, тем, что живёт и развивается вместе с нами, в ногу со временем. В нём словно в зеркале отражаются современные тенденции. Поэтому изучая это явление вечно и бесконечно, нельзя сделать окончательные выводы, всегда найдётся нечто новое, что способно будет удивить и заставит задуматься.

Материал подготовила Татьяна Трактина



[1] Чередниченко Т. «К проблемам художественной ценности в музыке», из сборника статей: «Проблемы музыкальной науки», - М.,1983 г.

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт