на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Где же сказка?

Где же сказка?

Направляясь к дверям консерваторской гостиницы, я испытывала сильное волнение. Это мое первое интервью, и как отнесется Евгений Михайлов к вопросам начинающей журналистки – неизвестно. Я готовилась к самому худшему – скептическим замечаниям, снисхождению, формальным ответам. Но первым, что я заметила в открывающейся двери, была обаятельная улыбка, живой взгляд. Повеяло теплотой и уютом… Вопрос родился сам:

- Люди искусства очень ранимые, потому что вынуждены постоянно открывать себя. Как Вам удается сохранять душевную тонкость и искренность?

- (Смеется и приглашает пройти.) Живу на запасах.

- «Сказка в русской музыке» - нечасто встретишь такое интересное название. Программа готовилась специально для цикла «От классики прошлого до современности»?

- В этом году широко отмечается 100-летие Андерсена. Датская компания предложила записать программу. А так как я русский человек, то – «Сказка в русской музыке». Что касается идеи цикла, то мостик от Глинки и Чайковского к музыке Прокофьева и Метнера вы перекинули без труда. Игра фантазии,  богатство красок, тембров. Внимание к изобразительности и любование каждой деталью – в этом, по-моему, суть русской музыкальной сказки.

- А как же психологизм, характер образа, его внутреннее наполнение?

- Не думаю, что это имеет место в русской опере до Чайковского. Циклы Метнера и Прокофьева – другое дело. Здесь каждая пьеса несет особое психологическое состояние. Это целый мир, и говорить о «чистой изобразительности» по отношению к такой музыке просто бессмысленно. Вообще, изобразительность сама по себе быстро утомляет. Однако при определенной доли фантазии могут получиться яркие и эффектные произведения.

- «Сказка в русской музыке» вчера, через день - Первый концерт Рахманинова, недавно – Третий в зале Чайковского. Это Ваш обычный темп работы?

- К сожалению, да. Есть музыканты – не чета мне. Перелеты, репетиции, концерты они переносят без особого ущерба для себя и своего искусства. Я такой бронебойностью не наделен. Приходится вычерпывать все запасы, залезая порой в долги к собственным силам и здоровью.

- Вы давно не были в Нижнем. Как изменилась атмосфера да и сама консерватория?

- Действительно, был 10-ти летний перерыв после I Международного конкурса им. А. Н. Скрябина. Связан он и с концертами, и с работой в Казанской консерватории.

Хотя, по-моему, преподавателем назвать меня трудно. Только сегодня получил сообщение от студента – отчаянный крик о помощи. Показывает на экране телефона: «Когда же, наконец, я смогу придти к Вам на урок?!!»  Должно вроде бы радовать подобное рвение, а меня угнетает собственное отношение к делу. (Задумывается)

Однако последний раз я приезжал весной этого года: мы исполняли «Прометея» на хоровом фестивале. Консерватория была соорганизатором. Уже тогда я заметил, как много сделал новый ректор…чисто внешне.

-А внутренне, как изменился уровень?

- Мне трудно судить об этом. Те, кого я знал, уже покинули эти стены, а молодых исполнителей, к сожалению, не имел возможности услышать. Но должен сказать, атмосфера на вчерашнем концерте меня потрясла.

- Вы имеете в виду полупустой зал и звонки сотовых?

- Да это не самое главное. Такого скептицизма и равнодушия давно не приходилось встречать. Я понимаю, Нижний Новгород – столица Поволжья, крупный город, пропускающий через себя огромный поток исполнителей. Однако я играл и в Питере, и в Москве, где публика более избалована знаменитостями. И, тем не менее, люди приходили, слушали, благодарили. Они знали, на кого идут, что хотят услышать, и вели себя, по крайней мере, уважительно. Было время «малиновых пиджаков», но оно, как мне кажется, уже прошло. Или у вас нет?

К сожалению, пришлось признать правоту наблюдений Евгения Владимировича Михайлова. Действительно, несмотря на внешний праздничный и свежий облик консерватории, дух творчества и заинтересованности пока не спешит здесь обосноваться. Формализм и холодность не удается скрыть за теплыми пластиковыми окнами и жалюзи.

- Выходя на сцену, Вы стремитесь удивить публику? Что хотите передать слушателям?

- Замысел автора и только его. Вы знаете, у меня как-то не сформировалось определенной идеи общения со зрителем. Связано это, наверное, с моим педагогом – Эльфией Вафовной Бурнашевой. (Я заметила сначала легкую улыбку, затем глаза его наполнились нескрываемой благодарностью и восхищением. Артист признался, что все эти годы они сохраняют теплые, добрые, «фантастически замечательные» отношения.) Поэтому, когда мне говорят: «В Вашей игре слышна школа Воскресенского», мне становится смешно. Какая школа?! Я взял у него не более четырех уроков во время учебы в аспирантуре. Эльфия Вафовна! Вот она – школа и дом на всю жизнь. С первых шагов мы работали над раскрытием авторского замысла: от интонации, звучания, эмоциональной окраски каждого подголоска до общей концепции произведения. Выходя на сцену, я чувствую колоссальную ответственность за каждый звук. При «подаче» у меня просто нет времени обращать внимание на зал. Однако при возврате – всегда остро чувствую реакцию слушателей. Возможно, это непрофессионально… не знаю. Вчера, например, было ощущение несостоявшегося шоумена, который так и не смог понять – чего все-таки хотела публика, кого ждала.

 - Возможно, путь Дениса Мацуева оправдан?

- Не знаю, что его сподвигло на это: деньги, слава, а может, и то, и другое. Но человек он далеко не такой глупый и безрассудный, каким, может быть, хочет казаться. И наверняка, делал он свой выбор осознанно, понимая, что возвращение в серьезное музыкальное искусство после такого «путешествия в шоубизнес» вряд ли возможно.

- А Вы принципиально играете только в Концертных залах?

- Нет, я считаю, что музыкант должен попробовать себя в разном, но выбрать одно – главное в его жизни. Мацуев сейчас обслуживает публику, поэтому и пользуется у нее спросом. Однако я глубоко убежден, что на самом деле публике все равно: вчера Басков, сегодня Мацуев, завтра Иванов. Надеюсь только, что моего имени не будет в этом списке «вкусных блюд». Школа Эльфии Вафовны удержит. А равнодушные залы – это все переживаемо. Главное, чтобы вам самим здесь не было скучно. Все-таки творческий ВУЗ!

Ирина Егунова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт