на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Русская Эдит Пиаф

Русская  Эдит Пиаф

Обращение к фольклору в современной музыке - явление не новое, но вызывающее интерес и уважение. Особенно, если это звучит столь органично и, в то же время, оригинально, как в творчестве талантливой молодой певицы Пелагеи, которая 19 ноября выступила в Нижнем Новгороде вместе со своей фолк-группой.

Еще ребенком Пелагея проявила способности, позволившие называть девочку "вокальным вундеркиндом", "русской Эдит Пиаф" и даже "символом возрождающейся России". В девять лет она победила в конкурсе "Утренняя звезда" (номинация "Лучший исполнитель народной песни в России 1996 года"), в спецшколу при Новосибирской консерватории ее приняли без экзаменов, причем, Пелагея стала первой ученицей- вокалисткой за четверть века существования школы. Юная певица однажды и навсегда отдала предпочтение народной песне и романсу, удивляя слушателей сочетанием, казалось бы, несовместимых компонентов: оригинальностью подачи (от манеры исполнения до аранжировки) и стремлением к аутентичности.

В декабре 2000 года образуется музыкальная группа "Пелагея", которая, благодаря своей гастрольной деятельности, сразу становится популярной не только в России, но и за рубежом. В Нижнем Новгороде музыканты выступали впервые, и билеты были раскуплены еще за три недели до концерта. К сожалению, не все ожидания публики оправдались: из-за простуды певицы концерт длился меньше часа, вместо заявленных в афише двух отделений.

Порадовало "живое" исполнение, тем более, что природный широчайший голосовой диапазон певицы (в три с половиной октавы) это позволяет. Тем не менее, классические Casta Diva Беллини и ария Царицы из "Волшебной флейты" Моцарта, вызывали лишь грустные эмоции. Сложнейшие фиоритуры, красивейшие мелизмы прозвучали несколько формально и, я бы даже сказала, неосмысленно. И дело здесь не только в простуженном голосе. Для того, чтобы донести до публики всю красоту и суть классического шедевра, талант – условие необходимое, но недостаточное. Важно осмысленное исполнение, глубокое понимание не только в контексте той эпохи, когда сочинение было написано, но и в контексте все музыкальной культуры, а не формальное воспроизведение нот.

 Самоотверженно отпев и отплясав концерт, Пелагея показала в обработке такие народные песни, как "Ой, да ты не стой на горе", "Калинушка-малинушка", "За что люблю Ивана"…Кульминацией же стал хит всех времен и народов - русская народная песня "Валенки". Во время исполнения песен транслировался видеоряд - картины природы, живописные полотна, дети…Мне сразу вспомнился А.Скрябин с его "Прометеем"- озвученным и освещенным! Задумка, конечно, хороша. Но у русского композитора каждый такт, каждое изменение музыкальной мысли было продумано.

 Здесь же прием использовался на уровне простейшей иллюстрации, а порой даже противореча исполняемой музыке.

 Возрождение народного певческого искусства играет большую роль в развитии культуры. Заслуга группы "Пелагея", действительно, велика, но хотелось, чтобы песня с ее простотой, но в то же время такой глубокой эмоциональной и смысловой насыщенностью не превращалась в формальную частушку в обработке, а все же несла в себе заложенную поколениями богатую неувядающую русскую культуру!..

Ольга Мурина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт