Обращение к фольклору в современной музыке - явление не новое, но
вызывающее интерес и уважение. Особенно, если это звучит столь органично и, в
то же время, оригинально, как в творчестве талантливой молодой певицы Пелагеи,
которая 19 ноября выступила в Нижнем Новгороде вместе со
своей фолк-группой.
Еще ребенком Пелагея проявила способности,
позволившие называть девочку "вокальным вундеркиндом", "русской Эдит Пиаф" и даже
"символом возрождающейся России". В девять лет она победила в
конкурсе "Утренняя звезда" (номинация "Лучший исполнитель
народной песни в России 1996 года"), в спецшколу при Новосибирской
консерватории ее приняли без экзаменов, причем, Пелагея стала первой ученицей-
вокалисткой за четверть века существования школы. Юная певица однажды и навсегда
отдала предпочтение народной песне и романсу, удивляя слушателей сочетанием,
казалось бы, несовместимых компонентов: оригинальностью подачи (от манеры
исполнения до аранжировки) и стремлением к аутентичности.
В декабре 2000 года образуется музыкальная группа
"Пелагея", которая, благодаря своей гастрольной деятельности, сразу
становится популярной не только в России, но и за рубежом. В Нижнем Новгороде
музыканты выступали впервые, и билеты были раскуплены еще за три недели до
концерта. К сожалению, не все ожидания публики оправдались: из-за простуды
певицы концерт длился меньше часа, вместо заявленных в афише двух отделений.
Порадовало "живое" исполнение, тем более, что природный широчайший голосовой диапазон певицы (в три
с половиной октавы) это позволяет. Тем не менее, классические Casta Diva Беллини и ария Царицы
из "Волшебной флейты" Моцарта, вызывали лишь грустные эмоции.
Сложнейшие фиоритуры, красивейшие мелизмы прозвучали несколько формально и, я
бы даже сказала, неосмысленно. И дело здесь не только в простуженном голосе.
Для того, чтобы донести до публики всю красоту и суть
классического шедевра, талант – условие необходимое, но недостаточное. Важно
осмысленное исполнение, глубокое понимание не только в контексте той эпохи,
когда сочинение было написано, но и в контексте все музыкальной культуры, а не
формальное воспроизведение нот.
Самоотверженно отпев и отплясав концерт,
Пелагея показала в обработке такие народные песни, как "Ой, да ты не стой
на горе", "Калинушка-малинушка",
"За что люблю Ивана"…Кульминацией же стал хит всех времен и народов -
русская народная песня "Валенки". Во время исполнения песен
транслировался видеоряд - картины природы, живописные полотна, дети…Мне сразу
вспомнился А.Скрябин с его "Прометеем"- озвученным и освещенным!
Задумка, конечно, хороша. Но у русского композитора каждый такт, каждое
изменение музыкальной мысли было продумано.
Здесь же
прием использовался на уровне простейшей иллюстрации, а порой даже противореча
исполняемой музыке.
Возрождение
народного певческого искусства играет большую роль в развитии культуры. Заслуга
группы "Пелагея", действительно, велика, но хотелось, чтобы песня с
ее простотой, но в то же время такой глубокой эмоциональной и смысловой
насыщенностью не превращалась в формальную частушку в обработке, а все же несла
в себе заложенную поколениями богатую неувядающую русскую культуру!..
Ольга Мурина
|