на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Музыка в поэзии Кокто

Музыка в поэзии Кокто

Волшебным словом, преображающим мир, была для Жана Кокто «поэзия». Она – для него не просто форма литературного сочинения, а своё видение мира. Известно, что Кокто, не дожидаясь пока его бумаг дотронется чужая рука, сам написал план собственного собрания сочинений и обозначил различные виды творчества. Это «поэзия романа», «критическая поэзия», «поэзия театра», «поэзия кино». Многое в его произведениях автобиографично и, в то же время, автор очень точно рисует время и бесконечное одиночество поэта в мире грубой и, порой, жестокой реальности.

Прочитывая его странные и завораживающие литературные произведения, замечаешь, что автор не упомянул в своём плане «поэзию музыки». Связь с этим видом искусства в его творчестве несомненна, мы знаем, что Кокто был одним из идеологов и единомышленников «Французской шестёрки».

Мийо и Оннегер, Пуленк, Тайфер, Орик,

Вы стебли тонкие единого букета.

Я корни вам соплёл, но солнечного света

Свободно и легко любой из вас достиг.

 

Да, каждый в небо шлёт иные фейерверки,

Да, правит звук на радуге иной,

Но вдруг окажется на истинной проверке,

Что ваших вольных нот я сторож был ночной…

Пятерых из «группы шести» Кокто обозначил, а неназванный 6-й композитор – Эрик Сати мог бы озвучить его поэзию.

Я вечно без гроша, для всех слыву богатым;

Душа моя нежна, для всех она черства.

Мой дом стоит как цирк – под вычурным плакатом,

И ветру не сорвать прилипшие слова.

Здесь слышится музыка Э. Сати к балету «Парад», написанная по сценарию Кокто. В этом сочинении соединяются музыка цирка и балагана, ритмы эстрадных танцев и шумовые эффекты - стук пишущей машинки, гудки и трещотки, создающие картину современного города. Сати, как известно, пользовался в этом кружке большой популярностью, вместе с Кокто не следовал моде, а создавал её. Оба художника испытывали пренебрежение к деньгам и безразлично относились к критике.

Тема парада продолжается в другом стихотворении.

Как тяжело вращать злащёного музея тугое колесо

Его прогнивших спиц и легче и яснее искусство Пикассо.

Кстати, именно декорации П.Пикассо украсили премьеру балета «Парад». Новый синтез искусств представлен здесь в параде различных направлений: кубизма, сюрреализма, футуризма, неопримитивизма, мюзик-хольной эстетики и конструктивизма.

Наследники мои узрят в моём движенье

Пружин и рычагов тугие сопряженья…

Но те же, что теперь столпились вдоль дороги…

Навязывают мне любезный им маршрут…

В этом отрывке из Кокто угадывается «певец локомотивов» – Артур Оннегер с его «Пасификом 231». Композитор наслаждается музыкой движущегося поезда, а поэт любуется самим механизмом локомотива. Наша фантазия дорисует скрип тормозов, шипенье выбивающегося пара, стук колёс, ярко воплощённые в симфонической пьесе.

Мы должны поспешить: больше времени нет

Ни для тучных пиров, ни для хлеба с водою…

Поэзия Кокто земная, в ней отразилась музыка повседневности, пульс современности, «лишённый туманов и облаков». Дух свободолюбия, бунтарский заряд, стремление к вольности объединяет творчество Жана Кокто с эстетикой «Шестёрки».

Внезапно я запел не то, что всем по нраву –

В том нет моей вины:

Мне трудно для стихов искать оправу,

Во всём они вольны…

Поэзия Кокто настолько же музыкальна, насколько музыка «Группы 6-ти» пронизана его поэзией. Часто можно услышать, что язык музыки устарел, что поэзия устарела, что в пейзажах уже нет ничего нового. История запоминает только радикальное, экспериментаторское, именно такими качествами, мне кажется, обладает творчество Жана Кокто и его современников. Один из критиков сказал: «Кокто поймут, скорее всего, только в 2000году». Станет ли эта фраза пророческой - зависит от нас.

Надежда Крюкова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт