на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Музыкальные страницы Чехова

Музыкальные страницы Чехова

Не часто в современных литературных образцах можно "услышать" музыку. Последний раз мне довелось подобное в очередном детективе А.Марининой. Всегда интересно порассуждать о звучащей музыке в литературном произведении. У Марининой все было предельно просто – интриги не было, а сочинение было сразу названо. Звучала "Шотландская симфония" Феликса Мендельсона в плейере главного героя. Конечно, уже по пристрастиям человека можно судить о некоторых чертах его характера. Но это современная литература не слишком высокого качества. В классических образцах все гораздо интереснее – есть интрига и повод поразмышлять.

В рассказе Антона Павловича Чехова "Забыл!!" описана сценка в музыкальном магазине: "…Иван Прохорыч Гауптвахтов, утомленный и замученный жениными покупками, зашел в большой музыкальный магазин купить нот". Ему надо было привезти своей дочке Наде ноты сочинения, которые он "нечаянно керосином их облил и, чтоб крику не было, за комод бросил". Да вот беда – забыл автора и название. "Маленький немец, стоящий за стойкой" всей душой желал, чтобы в его лавке что-нибудь купили. Единственное, что он услышал от клиента – "пьеса заграничная, громко так играется <…> с фокусами, торжественно". На первый взгляд информации достаточно: скорее всего, это сочинение композитора-романтика второй половины XIX века, но может быть и Бетховенским опусом. Бетховен возможен в том случае, если Гауптвахтов совсем не образован музыкально. Хотя… Нет. В то время каждый уважающий себя человек хоть чуть-чуть разбирался в этой тонкой материи. Судя по всему, помещик был заботливым отцом и интересовался делами дочери, которая должна была его просветить на сей предмет. Бетховен не подойдет к этому описанию еще и потому, что его музыке не были присущи "фокусы". Этим "грешили", пожалуй, только Лист и Шуман. На них и остановимся.

Продавец попросил Гауптвахтова спеть мелодию пьесы и посвистеть ее, что помещик и попытался сделать: (вставить) "То-то-ти-том-том… Хо-хо-хо.… У меня тенор… Дома я больше все дишкантом.… Позвольте-с… Три-ра – ра… Кгррм.… В зубах что-то застряло.… Тьфу! Семечко… О-то-о-о-уу… Кгррм.… Простудился, должно быть… пива холодного выпил в биргалке… Тру-ру-ру… все этак вверх…а потом, знаете ли, вниз, вниз.… Заходит этак бочком, а потом берется верхняя нота, такая рассыпчатая… то-то-ти… рууу. Понимаете? А тут в это время басы берут: гу-гу-гу-туту.… Понимаете?" По обрывочным "попевкам" продавцу, конечно, было очень сложно догадаться, какую музыку пытается припомнить Гауптвахтов. Если еще учесть тот факт, что у покупателя, видимо, были большие проблемы со слухом. Иначе бы он без проблем смог спеть нужную мелодию. С другой стороны напеть Шумана или Листа, которые предполагаются в качестве авторов достаточно сложно в силу многослойности фактуры их сочинений, вниманию, скорее к гармонии, нежели к выразительной мелодии. Пожалуй, последняя особенность ближе творчеству Листа, а не Шумана. Да и не стала бы юная провинциальная девушка играть экспрессивного Шумана. В конце этого небольшого рассказа автор указывает многострадальное произведение – Венгерскую рапсодию Ференца Листа. И дело тут вовсе не в догадливости продавца, а в отчаянии несчастного Гауптвахтова, который представил, что его ждет по приезду в родной дом: (вставка) "Выйдет навстречу Надя в голубом платье с розовым галстухом и спросит: "Купил ноты?" Услышавши "нет", она ругнет своего старого отца, запрется в свою комнатку, разревется и не выйдет обедать.… Потом выйдет из своей комнаты и, заплаканная, убитая горем, сядет за рояль… Сыграет сначала что-нибудь жалостное, пропоет что-нибудь, глотая слезы… под вечер Надя станет веселей, и наконец, глубоко и в последний раз вздохнувши, она сыграет это любимое: то-то-ти-то-то…"

А кстати – что же такое она могла спеть жалостное? Судя по всему, какой-нибудь сентиментальный романс Гурилева или Алябьева. С другой стороны, это вполне может быть романс Глинки или Чайковского. Вопрос, – какой из них? Если учесть, что Надя играла Венгерскую рапсодию Листа, она была весьма виртуозной пианисткой. Значит, сочинения Гурилева и Алябьева опустим, как недостаточно сложные для пианистки такого уровня. Остаются Глинка и Чайковский. Хотя, в романсах Чайковского все эмоции направлены к внутреннему "Я" композитора. Остановимся на Глинке. Дочка Гауптвахтова, вероятно, девушка романтичная, а посему "пропеть, глотая слезы" она вполне могла романс "Не искушай меня без нужды". А впрочем, вариантов – великое множество. Потому что можно гадать об образованности семьи Гауптвахтова очень долго, выстраивая разные версии, и, учитывая эти обстоятельства выбирать другие музыкальные произведения, благо история музыки нам с легкостью позволит это сделать.

Екатерина Гудкова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт