на главную
Разделы портала

**

Статьи  |  Домашний спектакль на стыке двух миров

Все-все-все пришедшие 8 сентября на новый спектакль театра кукол, конечно, знали, кто такой Винни-Пух. И русский Винни – Леонов, и американский диснеевский мишка создали тот мощный ассоциативный ряд, благодаря которому магическое сочетание звуков «Винни-Пух» вызывает в голове четкий образ. Выступить соперником двух знаменитых мультфильмов, побороться за детское сознание и воображение – не каждый возьмется. Виктор Шрайман взялся.

Виктор Львович Шрайман. Это имя известно всем, кто хотя бы немного интересовался историей кукольного театра. Именно он сделал маленький Магнитогорск заметной величиной на театральной карте России. Новое часто начинается в провинции, а тогда, в 70-е, с Магнитки началось возрождение Куклы. Что ж, и нашему кукольному приток «свежего воздуха» с Урала отнюдь не повредит: разговоры о том, что Шрайман поставит у нас спектакль, шли аж с января. Одним словом, новый театральный сезон в Нижегородском театре кукол открылся премьерой.

Уже на пресс-конференции, посвященной этому событию, Виктор Шрайман сказал, что «цель спектакля – не воспитывать юного зрителя, а играть с ним, создав атмосферу домашнего театра. Это попытка вернуться в иную культуру, - не американских, а советских мультфильмов». А может быть, это не столько попытка вернуться в атмосферу мультфильмов, сколько возвращение к своим генетическим корням: ведь еще в XIX веке культура дворянской усадьбы была немыслима без домашнего театра. Такого театра, где дети и родители вместе создают спектакль, и где в процессе совместного творчества рождается такое взаимопонимание, какого никогда не достичь в обычном, бытовом общении.

На сцене Театра кукол существовало две реальности: мир обычной английской семьи – Кристофер Робин, мама, папа, дядюшка Дэвид, тетушка, мудрая бабушка и важный дворецкий Патрик. И мир сказки, где папа, ставший Винни-Пухом, уже не папа, а лучший друг и сообщник в проказах. Где мама-Пятачок перестает быть строгой мамой, а превращается в милое наивное существо, которое неспособно наказать и даже голос повысить. И где даже статуеподобный дворецкий вдруг, как по мановению волшебной палочки, оборачивается мутантной пчелой Матильдой, помесью осы и акулы. Пчела, между прочим, снискала подлинную любовь детской аудитории и сорвала самые бурные аплодисменты. Только здесь, на стыке двух миров, возникает удивительный момент перехода из жизни в сказку и из сказки в жизнь: поздравим ослика Иа-иа с днем рождения и да будет много счастья дядюшке Дэвиду – ведь его именинный пирог так замечательно входит в бочонок из-под меда, подаренный Винни-Пухом!

Особо отмечу кукол: Винни-Пух настолько убедителен, что способен встать рядом с леоновским – хотя решен несколько динамичнее и грубее его. Замечательна кукла Иа-иа – ее висящие ушки-тряпочки отлично дополняют пессимистически-философский взгляд на мир. А варежку-пчелу я бы и сама не отказалась заполучить в качестве игрушки, поднимающей настроение. Только удастся ли мне создать такой характер, какой получился у… - еще вопрос. Наверное, единственный вопрос по спектаклю. Ответ на который может быть только один: подарите детям хорошую сказку – сводите их на «Винни-Пуха»! И все-все-все будут счастливы…

Алина Лирина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт