Газета Лингвист
Газета Лингвист

**

Интервью  |  Культурный? Пробьёшься!

Культурный? Пробьёшься!

утверждает зав. кафедрой валеологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова Анатолий Иванович Остапенко.

Взгляды преподавателей и валеологов на образование часто расходятся. Преподаватели утверждают, что «без образования никуда», а валеологи говорят, что ничто так не снижает иммунитет старательного человека, как высшее образование. За сбалансированным взглядом на вопросы образования я решила обратиться к преподавателю валеологии (наука о здоровье – А.Р.).

Первый вопрос - о том, что на слуху. В вузе давно ведутся споры о преимуществах и недостатках Болонской системы образования. Так что нам «грозит»?

Да, припоминаю, - такие разговоры были. Но нам до этих стандартов ещё далеко. Нужно много работать. Но саму Болонскую систему как таковую я оцениваю скорее положительно. Если не нашёл человек себя в профессии, пусть закончит свои 4 года, - и попробует что-то другое, выполнив «программу-минимум». Если нашёл – пусть доучивается.

А как, в таком случае, Вы оцениваете работу нашей нынешней системы, которая уже стала традиционной для России?

Любая система хороша, если она давно в деле, - при том условии, что её недостатки в процессе работы корректировались. Другой вопрос, что программы сильно изменились. Вот наш вуз, к примеру, превратился из педагогического института в лингвистический университет. Кто такой педагог, знают все, а вот кто такой лингвист? Специалист сверхширокого профиля, владеющий иностранными языками. Это и хорошо, и плохо. Нет чёткой сферы трудоустройства по окончании вуза. Даже те, кто заканчивает педагогический факультет, редко работают по специальности – что досадно: наш вуз выпускает хороших специалистов, а до детей они не доходят. Мы рубим сук, на котором сидим.

Но ведь и выпускников можно понять – заработная плата преподавателя в нашей стране традиционно низка?

Да, но сейчас эту проблему пытаются решить, повышая оклады педагогам. Так что со стереотипами надо бороться. Они нам мешают. Например, начальник департамента образования нашей области г-н Наумов недавно сказал нам на конференции, что молодые специалисты любыми способами стараются избежать работы в сельских школах, - несмотря на то, что существует соответствующая программа. Человека обеспечивают машиной, коттеджем, достойной зарплатой – словом, создают хорошие условия. Но из присутствовавших в зале конференции молодых специалистов нашлось всего трое добровольцев, которые согласились бы поехать в село, если им всё это предоставят. Или вот ещё пример. На той же конференции тот же г-н Наумов обсуждал с нами проблему договоров, которые администрации районов и округов заключают с вузами. Казалось бы, чего проще: человека на льготных условиях принимают в вуз, чтобы он по окончании его работал в своём родном селе, посёлке или деревне. Но уехав в мегаполис, специалисты «исчезают», пытаясь отделаться от своих обязательств любыми способами. Что они только не пишут в объяснительных записках – цирк отдыхает! Начальник департамента наш так и сказал.

Может, стоит объяснить это нашей неуверенностью в завтрашнем дне – люди просто не верят в эффективность программы и ждут подвоха. Но к хорошему привыкнуть проще – со временем ситуация изменится, как Вы считаете?

Конечно, изменится – и уже сейчас меняется. Есть хорошие тенденции. Верно подмечено – к ним просто надо привыкнуть.

Скажите, а каковы, по Вашему мнению, важнейшие вещи, которые человек должен знать? На что должно быть направлено наше образование?

Личность в первую очередь должна обладать высоким уровнем нравственности. Нравственность и порядочность ценятся всеми – вне зависимости от конфессиональной или национальной принадлежности. Человеку нужны этические знания – с ними он найдёт своё место в жизни. И семью создаст хорошую, и профессию выберет подходящую. Главное – суметь открыть в себе лучшие черты, чтобы потом их развить.

Да, хорошо бы ввести этику отдельным предметом – класса с 5-го… Но у нас такие нагрузки, что детей жалко. Приходят они домой после своих 8-ми уроков, а там репетиторы. Да и студентам не легче – кто-то 2 образования одновременно получает. Вы давно занимаетесь валеологией – сколько часов в день, на Ваш взгляд, человек может воспринимать новую информацию без ущерба для своего самочувствия?

Признанный физиолог проф. Введенский утверждал, что мы устаём не от того, что много работаем, а от того, что не соблюдаем гигиену труда и отдыха. Объём воспринимаемой информации можно увеличить в разы, если созданы оптимальные условия для работы мозга.

А что это за условия?

Прежде всего, не должно быть перегрузок нервной системы – они снижают общий уровень работоспособности. Напряжение внимания – это перегрузка. 20-25 минут повникали во что-то, напряглись, а потом 1-2 минуты разгружаемся – делаем простейшие физические упражнения.

В начальной школе это возможно – там физкультминутки предусмотрены. А как быть студенту, у которого занятие длится 1,5 часа?

Кончились ваши 1,5 часа – выходите из душного кабинета, не сидите там с несчастным видом. Ну и что, что следующее занятие у вас здесь же, - вышли, походили по лестницам, размяли ноги – и незаметно для себя начали улыбаться! А прямо на паре можно напрягать мышцы и расслаблять их, - насколько я знаю, никто из преподавателей вас не заставляет сидеть неподвижно и смотреть в одну точку. Можно и потянуться, и упражнения для глаз поделать – если что, скажете, что я научил (смеётся).

А что на паре может делать для себя и своего будущего ребёнка студентка, ожидающая «прибавления»? Ей ведь вреден сидячий образ жизни…

Да, вреден – лучше ей дышать свежим воздухом: гулять вдали от дорог, - а после прогулок принимать ножные ванны. На парах ей стоит вытягивать ноги, играть носочками – делать мини растяжку. Но это, так сказать, если факт уже налицо. А вообще… Беременность – это нагрузка на организм, учёба – тоже нагрузка. Две нагрузки дают перегрузку – лучше заводить детей после получения диплома. Хотя бы потому, что сидячий образ жизни во время беременности может привести к появлению на свет умственно недоразвитого ребёнка – пока мать учится, скрючившись в три погибели в непроветренном помещении, ему не хватает кислорода для развития мозга. А если мать продолжает ходить на занятия после родов, почти не видя своё чадо, - это тоже плохо. По ряду известных причин.

А что всё-таки важнее для женщины: семья или учёба и карьерные перспективы – как Вы полагаете?

Всё важно. Но образованная личность имеет больше шансов стать гармонично развитой. Это ценное качество для будущего родителя.

Вы сказали «образованная личность»… А что Вы вкладываете в понятие «образование»?

Я считаю, что хорошее образование – это форма деятельности, которая может повысить качество жизни не только самих специалистов, но и всего общества в целом. Это и есть образование – а не диплом. Его сейчас, к сожалению, и купить можно. Платное образование плюс взятки – это почти та же покупка диплома, только в рассрочку. Владелец диплома, если он не специалист, не нужен никому. А таких немало – взгляните на наших медиков. Уровень культуры у них непростительно низкий.

А как обстоят дела с уровнем культуры у выпускников нашего вуза – Вы ведь со многими поддерживаете отношения?

С культурой у них вроде бы всё в порядке (смеётся). А вот по специальности многие из них, к сожалению, не работают.

А с чем это связано? Некоторые утверждают, что город перенасыщен специалистами из «иняза» - может быть, рабочих мест не хватает?

Отсутствие мест – только одна сторона проблемы. Высококлассный специалист останется в профессии – и место для него найдётся. Дело в другом. В 17 лет вчерашний школьник ещё не в состоянии понять, чем он хочет заниматься в жизни. И выбирает профессию либо под давлением родителей, либо «за компанию» с другом. А потом изменить ничего уже нельзя, - как ему кажется (смеётся). Заканчивает вуз кое-как, по инерции, - словом, становится носителем диплома.

Как тогда быть? Девчонкам проще, а парням медлить с выбором профессии никак нельзя – а то в армию заберут. Как-то выбирать всё же надо…

На интуицию стоит положиться. В 17 лет жизненного опыта у человека нет и быть не может. В идеале, конечно, выявлением способностей должна заниматься школа, но у нас эта система почти не развита. От родителей тоже многое зависит. Они должны дать ребёнку возможность попробовать себя во всех сферах – чтобы он нашёл нужную и смог реализовать себя. Но воспитание у нас часто сводится к питанию (смеётся).

Ну, не всегда - есть и очень хорошие родители. А вот по поводу разных сфер и разных знаний хочется задать последний вопрос: и в школе, и в вузе есть масса предметов, которые кажутся бесполезными: как к ним относиться – если уже знаешь, что это не твоё?

Человек никогда не знает, что ему может пригодиться в жизни. Лучше быть разносторонне развитым – на всякий случай. Мы же не только на работу ходим – есть масса ситуаций, в которых могут выручить знания из «старого багажа». Так что общая культура должна быть на первом месте.

Анастасия Распопина

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты
© 2006 "Лингвист"