Газета Лингвист
Газета Лингвист

**

Мнение  |  Некоторые комментарии к новой (болонской) системе образования

Некоторые комментарии к новой (болонской) системе образования, или

Перешли мы или нет?

В январе 2006 года на конференции руководство нашего вуза поставило задачу с сентября 2006 года обучать студентов специальности «Международные отношения» по кредитно-модульной системе - системе, которую определила Болонская конвенция и которая действует в университетах Европы и США.

Теперь для студентов этой специальности семестр является модулем, в конце которого после сдачи экзаменов студент получает кредиты. Кредит – это универсальная оценка, которая признается международным сообществом. Каждому предмету в зависимости от его профильности, сложности и количества его аудиторных часов присваивается максимальное число кредитов, которое студент может получить. Это число отражает трудоемкость курса. К примеру, за один из самых профильных предметов - «Отечественная история», который имеет 144 аудиторных часа, студент может получить 6 кредитов. Число полученных кредитов оценивает работу студента на семинарах и на практике, посещение лекций, написание реферата и курсовой. По словам декана факультета международных отношений Е.С. Гриценко, это число адекватно показывает, сколько усилий затратил студент на освоение материала. За пять лет учебы, таким образом, можно набрать 300 кредитов. Именно такое число фигурирует в международной системе получения магистерского образования ECTS. “В результате такого эксперимента, - отметила декан, - повысится мобильность студентов, которые, уехав на стажировку за границу, не потеряют учебный год. Полученные там кредиты студентам зачтутся в нашем университете».

В Высшей школе экономики кредитно-модульная система организована несколько иначе. Здесь учебный год поделен на 5 модулей, каждый из которых в среднем равен 6-7 учебным неделям и одной неделе самостоятельной подготовки. В конце каждого модуля по определенным дисциплинам студент получает кредиты. В ВШЭ предметам не присваивается определенное количество кредитов. Это число определяется иначе: сначала работу студента преподаватель определяет по своей 100-процентной системе. Затем он переводит это число в 10-балльную систему. Полученные баллы умножаются на коэффициент трудоемкости данного предмета, и в результате получается количество кредитов. К примеру, 78% по предмету «Социальная психология» соответствует 9 баллам. Коэффициент трудоемкости данного предмета – 1.1. Таким образом, студент получает 9.9 кредитов.

Есть и другая особенность ВШЭ: каждые три месяца там составляется рейтинг успеваемости студентов, который, по словам заместителя проректора по учебной работе Т.К. Потаповой, наиболее точно оценивает работу каждого студента. Татьяна Константиновна также отмечает: «Система организации учебного процесса в европейском формате – довольно жесткая система, т.к. студентов оценивают не два раза в год во время сессии, а по окончании каждого модуля, т.е. каждые 1.5-2 месяца. С другой стороны, такая система вырабатывает у студентов привычку к постоянному напряженному труду, способствует более глубокому освоению материала и позволяет четко контролировать успеваемость. Кроме того, у студентов нет перегрузки по количеству дисциплин и аудиторных часов, и они имеют больше свободного времени для самостоятельной подготовки».

Получается, переход к кредитам – это не просто адаптация наших оценок в мировом образовательном пространстве. Это своего рода изменение подхода к образованию. Переход к кредитно-модульной системе подразумевает новую организацию труда студентов, при которой полученные кредиты будут показывать не то, как успешно студент ответил на экзамене, а то, как систематически и интенсивно он работал во время учебы.

Ирина Бушуева

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты
© 2006 "Лингвист"