на главную
Разделы портала

**

Международный фестиваль "Картинки с выставки"  |  Картинки с выставки

В Нижнем Новгороде прошёл III Международный фестиваль современной музыки «Картинки с выставки». В одни из самых ярких его концертов прозвучали сочинения, написанные для народных инструментов. Вопреки существующему мнению об устойчивости и даже консерватизме этой сферы, фестиваль показал, что новации в нее проникают самым активным образом. «Современность может проявляться по-разному, но главное, чтобы в музыке ощущался воздух эпохи», - говорит художественный руководитель фестиваля, председатель Нижегородской организации Союза композиторов России Борис Гецелев, - «Традиционные жанры – народная песня или танец – лишь частично раскрывают возможности как струнных инструментов, так и баяна».

 Благодаря виртуозам-исполнителям, начиная с Фридриха Липса, баян уже несколько десятилетий вдохновляет композиторов на поиски и эксперименты. «Это обусловлено тем, что композиторы находятся в поиске новых тембров, новых инструментальных возможностей», - говорит лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Юрий Гуревич, - «Баян для них - инструмент еще мало изученный и, как сами композиторы признаются, очень сложный, таящий в себе массу загадок. Но любого настоящего композитора влекут именно загадки. Привлекает баян и своей полифоничностью. Кроме того, интерес вызывают тембральные краски, стереофоничность клавиатур, различные способы звукоизвлечения, богатство штриховой палитры, наличие регистровых комбинаций».

 «Мне интересен голос этого инструмента. Он необычный – исповедальный и отстраненный одновременно. Баян сродни органу и представляет собой палитру неисчерпаемых тембральных красок», - так Михаил Броннер объясняет обращение к баяну в своем сочинении «Страсти по Иуде». На фестивале этот Концерт прозвучал в исполнении Юрия Гуревича и камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода».

Баян передавал целую гамму острых переживаний Иуды – беспомощность, страх, смятение, отъединенность от всего мира. Исполнитель даже зрительно был отделен от оркестра - приподнят над уровнем сцены, и эта мизансцена подчеркивала одиночество Иуды-баяна среди струнных, осуждающих предателя.

 Вопросы, которыми задавался композитор в этом сочинении, он высказал в аннотации: «Предательство Иуды? Если предал, то почему на глазах у всех? За деньги? Зачем деньги апостолу – казначею? Тридцать серебряных тетрадрахм? Ерундовая сумма по меркам того времени… Любимый ученик? Значит, Учитель сомневался в нём? Как это?.. А может быть, смысл поцелуя и смысл предательства в чём-то другом?»

 Виновен ли все-таки Иуда? «Виновен!», - утверждали скрипки, и даже сами исполнители произносили его имя гневным шёпотом. Но вот толпа, преследующая предателя, остановилась в смятении и… сомнении: «Иуда…?» В повисшей тишине раздался вздох баяна - словно предсмертный всхлип героя…

Не менее интересно прозвучало сочинение финского композитора Илкка Куусисто – Гимны для виолончели (Наталья Тельминова) и баяна (Юрий Гуревич). Автор обратился к духовным текстам. Свет и сияние исходило от этого произведения, пропитанного национальным колоритом. Хорал эпохи Ренессанса органично вливался в языковую среду современной музыки. Откуда-то издалека доносился голос, произносящий молитву, а завершалось произведение строгими, устремлёнными ввысь аккордами.

Ансамбль «Ars mobile» - кроме виолончели и баяна, в его составе – флейта (Наталья Полунова) – исполнил фантазию-элегию Владимира Холщевникова на темы композиторов XIII-XV веков «И вновь витает грусть старинных песен». Композитор посвящает сочинение теме непреходящей художественной ценности творчества старинных авторов, чьи произведения воспринимаются как воплощение высшей духовности и нравственности. Эти напевы были исполнены с грустью, говорящей об утрате свойственной им первозданности, возвышенности, благородства и чистоты музыкального выражения человеческих чувств и эмоций. Сочинению предпослано стихотворное посвящение автора:

                                    И вновь

                                                                витает

                                                                                грусть

                                                                                старинных

                                                                                                                песен.

                                                И вновь

                                                                вдыхает

                                                                                грудь

                                                                                                ту странность

                                                                                                                                взвеси

                                                Архаики, которая всегда над нами,

                                                Над черствой коркой

                                                                                                дней…

 Современная музыка с использованием народных инструментов развивается в разных направлениях. Более доступным и лёгким для восприятия стала эстрадно-джазовая композиция Opal – концерт для аккордеона и камерного оркестра Ришара Гальяно в исполнении молодого ансамбля солистов «Con forza» (художественный руководитель - лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Никита Власов).

Исполнители показали виртуозную игру, сочетая техническую и динамическую оснащённость. Ансамбль тонко передал настроение танго, где внезапно сменяли друг друга то льющаяся лирическая мелодия, то стремительный порыв страстей. Приёмы тремоло, завораживающее глиссандо и филирование звуков на аккордеоне, волшебное звучание шумовых инструментов порадовали публику. Лёгкость, эстрадность, импровизационность – принципы, которыми руководствуется ансамбль.

 Нельзя не заметить, что композиторы, пишущие для народных инструментов, всё реже берут за основу традиционные напевы. По этому поводу Б. С. Гецелев замечает: «Связь с народной музыкой не утрачивается, а лишь утончается». Новое сочинение нижегородского композитора Нины Бордюг подтвердило эту мысль. В «Пурегудниках» переплетаются, играют друг с другом, то, отступая на второй план, то, заполняя собой пространство, хороводная и свадебная песни. Исполнителей Ольгу Попову (саксофон) и Сергея Озерова (баян) пьеса заинтересовала не только фольклорными мотивами, но и тем, что она предоставляет возможность для импровизации.

 «Не надо забывать, что баян не только клавишный, но и духовой инструмент. То есть саксофон и баян - родственные души», - говорит Сергей Озеров, - «Саксофон обладает бархатным тембром, который создаёт яркую и густую краску, органично сочетаясь с баяном». Нина Бордюг отмечает, что образование фольклориста помогает Ольге Поповой передать на саксофоне звучание деревянных духовых инструментов. В то же время, композитор мастерски использует тембральное богатство баяна, тоже приближая его голос к дудочкам и свирелям.

 Не только баян, но и струнные народные инструменты оказались востребованными в сочинениях современных авторов. «Струнные более устойчивы в традициях, чем баян», - замечает Б. Гецелев, - «Но открытия в области мультифоники теперь активно используются композиторами, которые пишут для этих инструментов».

 Нижегородский композитор Борис Сазонов увлечен особенностями тембра и мягким извлечением звука: «Этим инструментам подвластны все оттенки чувств – от нежной лирики до глубокой грусти». Квартет для двух малых домр, домры-альта и домры прозвучал на фестивале в исполнении лауреатов Всероссийских конкурсов Михаила Котомина, Марии Садовниковой, Александра Одегова и Анны Соловьевой. «Очень хорошо играл квартет, звук прекрасный, очень красивый тон, это специфика нижегородской школы», - отметил народный артист России Александр Цыганков, который тоже представил на фестивале свое сочинение - Концерт для балалайки с русским народным оркестром.

 Два мира, две звуковых реальности возникают перед слушателями – агрессивная, лишенная духовного содержания, и светлая, основанная на вековых устоях, одухотворенная подлинным национальным чувством. Русь с ее традиционной напевностью, молитвенной чистотой, колокольным звоном, пробуждающим душу, питает вдохновение композитора. В одной из частей сочинения сквозной линией проходит тема народной песни «А я по лугу», обретая все новые и новые краски. Нижегородский государственный русский народный оркестр под управлением народного артиста России Виктора Кузнецова покорил слушателей слаженностью и мощью, широтой звучания, разнообразием тембральных красок. Сольную партию исполнял студент Нижегородской консерватории, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов Николай Назаров.

 Концерт для домры с оркестром Ефрема Подгайца, по словам Б. Гецелева, «даёт пример формирования не всегда привычной для оркестра музыкальной ткани. Сочинение отличается чрезвычайно убедительной драматургией и очень тонкой и точной трактовкой состояния». Сам композитор заметил: «Концерт звучал уже десятки раз, но нынешнее исполнение – одно из лучших». Сольную партию вела лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Кристина Фиш, искусно и темпераментно увлекая оркестр за собой. Домристка говорит о танцевальной стихии, которая пронизывает Концерт: «Синкопированным ритмом он напоминает танго. Постепенно нарастает волна, потом - резкий спад, и всё меняется. Взлеты, падение, непрерывное развитие музыкального материала…»

Самое объёмное звучание русского народного оркестра было продемонстрировано в Концерте для альтовой домры и оркестра Татьяны Сергеевой. «Мы имеем пример удивительной органичности, соединение довольно разных элементов, которые блестяще друг с другом соотнесены, которые не просто экспонированы, а разработаны», - отмечает Б. Гецелев, - «А так как Татьяна Сергеева – одна из лучших инструменталисток нашего времени, то Концерт одухотворен колоссальным темпераментом - исполнительским и композиторским».

Татьяна Сергеева обратилась в этом сочинении к вальсу, прибегая к несвойственному для него скорому темпу. Он словно выходил из привычных границ, разрушая тем самым привычную форму. Композитор привлекала мощный арсенал шумовых - главным образом, ударных инструментов. Альтовая домра в руках народного артиста России Михаила Горобцова продемонстрировала разнообразные тембры и технические пассажи, отличающиеся небывалой виртуозностью.

 В программе фестиваля страница, посвященная музыке для народных инструментов, стала одной из самых заметных. Ефрем Подгайц, поделившись своими впечатлениями от этого вечера, подчеркнул: «Мне кажется, что такой концерт может украсить любой фестиваль! А на каком уровне сыграно!» Солидарен с этим мнением и художественный руководитель фестиваля Б. Гецелев: «Все сочинения – яркие, эффектные, содержательные. Оркестр играл выше всяких похвал, блестяще освоив новый, непривычный материал». Публика же выразила свое мнение самым прямым и непосредственным образом, горячо аплодируя и многократно вызывая музыкантов «на бис».

арт-журналист II курса ФДО ННГК

Елена Желудкова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт