Молодёжная стрелка
БГ и Аквариум, 06-06-2008, Юпитер::ФотоФото::Noize MC, 21-09-08, МатрицаСтуденческий форумКрематорий, 17-11-2008, Театр Кукол::Фото

Статьи  |  Из недр вперёд руками

Город Красноярск – красивый и большой город. Кто бывал – знает. Кто отсюда - тому привет. А под Красноярском ещё красивее – горы, кедровники, пещеры. В одну из таких мы, “спелеОлухи”, и направились. Пещера “Дивногорка” (соответственно, под городом Дивногорск), где, собственно, я года на два и пустила корни. Протяжённостью 800 км. Не самая сложная по прохождению, но и не самая простая для трёх “чайников” женского пола и только одного мужчины – профессионального скалолаза и спелеолога в одном лице.

А началось всё с того, что я взяла отгул и пришла к Kat (девушке из Киева). Нашла её собирающейся в пещеры, и тихонечко закинула удочку с намёком, что тоже очень бы хотелось… Ну… это… сходить… А она мне: “А пошли”. Она закинула в рюкзак ещё один спальник для меня, я взяла свою деревянную пиалу-череп и пошли дозатариваться в магазин, потом на место встречи, с которого нас довезли до Красноярского моря. Пешая прогулка в 10 км на свежем опьяняющем воздухе, под ярким солнцем и слепящим снегом – шикарно. Белизна, блеск, горы. Непередаваемое ощущение.

Потом лезли в гору до губы “Приют” метров 400. Сущая каторга. По сугробам-то. Да с рюкзаком. “Приют” - естественный грот в скале, оформленный в виде избушки и временами, видимо, обжитый. Но нас он встретил заледенелыми искрящимися сводами, как замок Снежной Королевы. Честно пытались протопить это жильё, в котором нам предстояло ночевать. Но дымоход был завален снегом и всякой дрянью, в связи с чем едкий дым шёл внутрь. Перемещаться можно было только на карачках, чтоб не угореть. Кое-как промучавшись всю ночь, с головной болью и замёрзшие, как черти, утром, в десятом часу, пошли в пещеру. На месте выяснилось, что на четверых всего одна система (налобный фонарь на аккумуляторе).

Начиналось всё хорошо. Даже замечательно. По верёвке спустились в проход в кромешную тьму. Сначала Kat, затем я, потом Марко (Маша) и Володя последний. При свете системы нам открылся такой вид – валуны, своды и сосульки, растущие почему-то снизу вверх. Потом на пути был “колодец” - вертикальный 8-метровый спуск. Этакая щель в скале, которую быстренько одолели “коромыслом”. Это когда верёвка пропускается по спине через подмышки и наматывается на руки. Но кто бы знал, ЧЕГО нам будет стоить подъём на этот 1-й “колодец”.

Преодолев его, мы были словно глисты в кишечнике. Ползали по-пластунски на пузе в липкой жиже глины, спускались, как с горки по этакому “серпантину”. А самая большая “радость” - это внезапно возникшая перед нами лужа, в довольно-таки узком проходе. Попу задрать над этой вонючей лужей – никак. Поэтому ползли на пузе. Штаны стали в два раза мокрее, грязнее и тяжелее (У меня они ватные, поэтому мне было особенно туго).

Потом лезли, лезли, измеряя недра пещеры пузом. Но вот ещё один “колодец”, метра три всего, но тоже ужасный подъём, так как скала отрицательная, а значит, даже не перпендикулярно поверхности, а под острым углом. Ходили после спуска смотреть летучих мышей. Я-то думала, что они огромные, страшные и опасные, и каждый первый из них – вампир. (насмотрелась, блин, “В мире животных” в детстве, где размеры изображаемого зависят от диагонали ТВ). А они маленькие (см 5 всего), хорошенькие. И рыльца у них такие, прямо ути-путички (чуть не расцеловала). Висят гроздьями, раскачиваются. Жалко, что таких тварюшек дома разводить нельзя. Ещё смотрели “тронный зал”. Это конец пещеры, где порода камня застыла в виде огромного гладкого трона. Говорят, что раньше его отмывали от глины и он становился бело-розовым. Посидели, отдохнули и пошли назад. На 3-метровом колодце мучались долго. Володька-то вскарабкался, как обезьяна (ну ещё бы, опыт!). Из нас самой ловкой оказалась Kat.

Потом было несколько неудачных попыток поднять меня и Марко. У Марко кружилась голова, и было полуобморочное состояние. У меня ноги всё время соскальзывали, и я просто болталась на верёвке как мешок (не скажу, с чем), вращаясь вокруг оси. Да ещё и висеть, подвешенной за подмышки я вам скажу, неудобно и больно. В итоге вымоталась до такой степени, что когда Kat и Володя тащили меня, я не могла ухватиться за верёвку (рука до конца не сжималась и дрожала, не было сил сжать кулак). Володя ухватил меня за руку возле самого верха, ноги у меня сорвались, я закричала, но он меня удержал. Спасибо ему (иначе ноги сгибались бы у меня в пяти местах).

Марко мы вытащили довольно быстро и халявно (для неё) типа “раз-два, взяли… раз-два вместе…” Я думала, что это самое кошмарное место, но что-то мне подсказывало, что тот колодец, который будет впереди, не так-то просто будет одолеть, как Володя планировал. Я ещё перед колодцем было место, в которое мы просачивались действительно, как черви. Залезать надо было вперёд головой, приподниматься в узкий проход, заканчивающийся сводом, перегруппировываться и вылезать ногами вперёд. Очень оригинальная конструкция. Дык вот когда я лезла назад (а шла я сразу за Володей), я напрямую полезла вперёд головой и попросила Володю меня “принять”.

Красоты там неописуемые. Хочется остаться там и жить, как первобытный человек, развести огонь, подвесить очаг. Летучие мыши то тут, то там. Висят, завернув меховое тельце в перепончатые крылья, только мордочки сонные торчат. Я ору Володьке: “Посвети ещё, я поближе хочу посмотреть”. Он: “Руками только не трогай, а то они погибнут. Они в состоянии анабиоза.” Я: “Да не буду я трогать, посмотреть вблизи хочу”.

Восьмиметровый колодец был настоящим испытанием. После того, как мы 6 или 7 часов лазали по пещере, система начала светиться тускло, аккумулятор садиться. Фонарик у Марко сел уже давно, и вообще, вылезали мы со свечкой. Володя и Kat как всегда впереди, потом я. Но впотьмах Марко завязала мне верёвку удавкой, которая от рывков сверху затягивалась сначала на талии, а потом соскальзывала всё выше и затягивала всё туже. Поначалу я честно упиралась в расщелину спиной и ногами, заметно продвигаясь кверху. Затем расщелина сначала сужалась, а потом расширялась, шире, чем вначале, образовывая козырёк. Перед этим козырьком я и застряла. Скала гладкая и скользкая, уцепиться не за что. Я сорвалась и повисла. От резкого рывка верёвка сжала грудную клетку, и я стала задыхаться. Я кричала, что задыхаюсь и не могу лезть, что сил у меня нет (ведь мышцам надо много кислорода). Володька меня обматерил и сказал, что система скоро сядет совсем, чтоб я прекращала истерику. Я в последний раз со всей дури и злости попыталась что-то изменить. Не вышло. Я понимала, что мне не верят, думая, что это паника. Я говорю: “Я умираю, мне нечем дышать”. В глазах всё посерело. Он мне: “Если б ты умирала, то не орала бы”. Да мне уже и не хотелось орать. Пусть не верят. Когда Володька чуть опустился (до верха оставалось 1,5 метра), он только и смог сказать: “Эх, ё-ё, Машка, ты как её привязала?..” Сразу стала ясна вся плачевность моего положения. Он встал враспорку спиной и ногами, и в итоге я выбиралась по нему, вытолкал меня наверх, отчаявшуюся, задохнувшуюся, но живую.

Потом тащили Марко. Тело дрожало всё и у меня, и у Kat, и у Володьки. Марко просто забилась в истерике безо всякого повода. Паника.

С отяжелевшими ногами, дрожащими руками, больной грудной клеткой, со свечкой мы побрели к выходу. И последний марш-бросок был уже перед выходом. Он казался безвыходным и непреодолимым. Но вскарабкалась я по нему за считанные секунды, наверное, потому что вот он – свет белый, а не кромешная тьма. Вот он – конец пути. Вздох облегчения.

До губы мы съезжали на попах, т.к. ноги пришли в негодность (усталость плюс вставшие колом на морозе штаны). Все 300 метров по сугробам.

Сказались на нас с Kat и быстрые сборы. За неопытностью мы не взяли с собой сухой тёплой одежды, поэтому нам пришлось привыкать к окаменевшим робам и мокрым колготкам. В таком виде мы ещё шлёпали 3 км до кордона. Пришли, когда уже стемнело. Хозяева Лёша и его жена Галина накормили нас, напоили чаем и вином (для внутреннего обогрева) и порекомендовали баню.

Место для вписки нам выделили удобное: отапливаемый вагончик с четырьмя полатями.

Баня с пихтовыми вениками и нырянием в сугроб – это лучшее, чего можно ждать после такого дня.

Чаем с конфетами и разговорами допоздна закончился этот день, и мыслями: чтоб я ещё в пещеры – да никогда! Ни за что!

Но это всего лишь мысли. А пещеры стали для меня больше, чем просто активный отдых. Но это уже совсем другая история.

Мафия. (или просто Ирина).

А ещё к пещерам у меня есть стих.

Посвящено “Дивногорке”.

Вот она – белая стена,
Та стена, за которой тишина,
И она заткнёт тебя изнутри,
И не даст тебе ничего хотеть,
И поймёшь, что не можешь дышать,
И увидишь, что это – смерть.
И беззлобный её оскал,
И пустые дыры глазниц,
Хладнокровно выжмет жизнь,
Остановит трепет ресниц.
Ты останешься здесь навсегда,
В тихой сырости голых стен,
Остужая безумный пыл
Липкой жидкости алых вен.
И уже не теплится мысль
На задворках твоих мозгов.
И уже забыт скрытый смысл
Всех твоих земных оков.
И сквозь мутную тишину
И ленивый поток мыслей
Ты услышишь крики: “Тяну!
Выбирайся! Себя не жалей!”

Примечание наборщика: В тексте протяжённость пещеры – 800 км… Написано точно – км. Но так разве может быть??!! К тому же, я так поняла, они её за день прошли… Может, всё-таки, метров?
Вход

Молодёжная стрелка
Молодёжная стрелкаГлавная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеe-mail