Robinson Active Travel

Походы  |  Путевые заметки. Приполярный Урал. 31 июля – 10 августа 2003 года.

Автор: Олег Клещев.

Путевые заметки. Приполярный Урал. 2003 год (31 июля – 10 августа).

2 августа.

Мы заночевали в 2-х километрах у подножия горы Народной. Утром подъем в 7 утра. Погода благоприятствует. Мы быстро собираемся, едим кашу с изюмом и отправляемся в путь. Отошли на километр от лагеря, и начался дождь. В душу закрались сомнения: впереди нас ждал долгий многочасовой путь – восхождение на самую высокую гору Урала, а начало такое плохое. Мы накрылись общей полиэтиленовой накидкой и спрятались от дождя, как герои мультфильма под грибом. Через 15 минут дождь прекратился и мы пошли дальше. На пути встречались ручьи, мох, как губка пропитанный влагой, очень много камней самой разнообразной величины, а потом, ближе к вершине – снега и льды. На вершине мы были в 1330. Высота горы – 1895 метров. Прямо на самой вершине отметили наш успех колбасой, курагой, черносливом, чесноком и сухарями. Воды не было, – забыли. На вершине был небольшой обелиск с серебряным шаром, меч из нержавеющей стали, плита в честь 80 – летия республики КОМИ (1921 – 2001). Нашли записку. В ней какой-то турист сообщал о том, что он взошел наверх в одиночку.

Обратно шли весело, с песнями. Еще несколько впечатлений: в горах туманы, они же облака, иногда быстро движутся. Были моменты, когда мы ничего не видели и не знали куда идти (Анатолий Иванович, конечно, все знал: у него компас «Азимут» - лучшая шутка сезона – прим.ред.). Иногда туман рассеивался и внизу открывался удивительный вид: долины, реки, озера. Нужно было улучить момент, достать из рюкзака фотоаппарат и снять несколько кадров – через 20 секунд снова туман. Особо хочется отметить А.Цветкова, – весь путь до вершины он нес рюкзак. Это была проверка характера, – где еще можно так над собой поиздеваться! (А на Полярном Урале! ОН там в рюкзак 50 кг камней насовал – прим.ред.)

3 августа.

В этот день мы дежурили и встали раньше других. Костер я зажигать не умею, но мне помогли. Настроение с утра было пасмурное: всю ночь шел дождь, палатка промокла, мой спальник тоже, а в правый походный ботинок, солдатского типа, с тента натекла вода. Сухая обувь в походе – роскошь, но начинать день в сырых ботинках неприятно. Одно из самых блаженных ощущений, кстати, связано с обувью. Когда после нескольких часов ходьбы, прыганья по скользким камням, перехода в брод бурных горных речек, приходишь на привал и изо всех сил стягиваешь с ног сырую обувь, а потом сырые носки (по очереди шерстяной и х/б), то ноги почувствовав свободу, сладко нежатся на земле. Их обдувает ветер, а ты откидываешься спиной на мягкий и немного колючий полярный мох и смотришь в небо. И тебе ничего не надо: ни этой удивительной красоты, ни воздуха горного, душистого. Ты просто устал.

Итак, в 1020 мы отправились в путь. План был такой: подойти к 24-ому перевалу, преодолеть его и заночевать у озера Голубое. Я видел его, когда спускался с горы Народной. Мне бросился в глаза цвет озера: смесь зеленого и синего.

В наши планы вмешалась погода. Трижды лил дождь. Каждый раз мы разворачивали общий тент и ждали солнышка. Один раз дождь лил около двух часов: сверкала гроза, мы сидели под тентом, ели колбасу и сухари, пели песни (А.И. про этот поход сказал, что дождей не было – прим.ред.). Саша включил камеру, а А.Цветков сказал: «Такого глобального катаклизма планета еще не знала». Но нам было по-фигу, мы пели песни.

После дождя мы выныривали из-под тента и смотрели на небо – тщетно, это только небольшая передышка, вокруг тучи, тучи – опять будет дождь. Но нет худа без добра. Дождь вызвал к жизни десятки ручьев и маленьких водопадов. Мы видели их рождение в скалах. Вода в реке бурлила, и ее шум сопровождал все наше путешествие. Этот шум – вещь перманентная, очень характерная для гор. Он как шум машин в городе: очень скоро к нему привыкаешь и перестаешь замечать (Ну, сравнил! – прим.ред). Скоро Анатолий Иванович увидел, что в такую погоду на перевал идти опасно: камни скользкие, того и гляди, загремишь «под фанфары». Мы повернули назад. Шли на ватных ногах, усталость брала верх, внимание притупилось, ноги скользили по размытой дороге. Один раз я упал и повредил руку, но в целом мне повезло: обошлось без травм. Другие тоже выжили. В 2015 пришли на то же самое место, откуда с утра ушли, через 10 часов мытарств и скитаний. Для профилактики против простудных заболеваний Анатолий Иванович выдал всем по столовой ложке спирта. Спали как убитые (ложка была слишком большая – прим. Непьющего ред.(Ага! Счазз! АИ просто так спиртом не раскидывается! Прим. читающего комм.)).

4 августа.

Была надежда, что в этот день будет дневка (отдых, сушка белья …). Но мы пошли через перевал Каркар. По дороге нам встречались морены (место, где камни - осколки горных пород, как результат обвалов, горной эрозии). Видели каровые озера. Это закрытые водоемы без рыб, образовавшиеся вследствие эрозии селевых сходов. По началу шли маршрутом на Народную. Опять встретили «пасть дракона», отдельно стоящий камень, напоминающий голову с углублением в виде пасти. Впечатление усиливает красный цвет, который непроизвольно рождает определенные ассоциации. Много раз останавливались на привал: люди были измотаны предыдущими переходами. Взобрались на Каркар - это мой первый перевал в жизни. Отметили это дело праздничным полдником (рацион тот же). Сфотографировались счастливые, усталые и довольные. И стали спускаться, опять курум (булыжники самой разнообразной формы и размеров), чемоданы (так туристы называют очень большой курум, который нужно обходить). В пути нас застал дождь – опять спас тент.

Пришли, нашли место для стоянки. Анатолий Иванович пошел порыбачить в речке Манарага ( названа по имени горы, где берет свое начало). Поймал три рыбешки –“кумжата”, красная рыба, вкусная, сочная. Мы с Олей покоптили ее на костре и съели – пальчики оближешь. Как мне сказали, в горных речках невкусной рыбы не бывает.

5 августа.

День несложный – полудневка. Утром встали, позавтракали геркулесом и тронулись в путь вдоль река Манарага. Погода была прекрасная, – ничто не мешало наслаждаться горами, ароматом лугов, шумом клокочущей реки. Началась лесотундра, мы увидели первые деревья (лиственница). Было приятно увидеть одиноко стоящее дерево после нескольких дней пути по тундре, где ничего кроме низкорастущего сорняка (это ты так о берёзках российских отзываешься??? – вопрос ред.) вы не увидете. Сделали привал у небольшого озера, которое оказалось достаточно глубоким, чтобы поплавать. Почти все быстро разделись (на все про все 20 минут) и бросились в воду. Это счастье! Поплавать, понырять, побарахтаться в озере, с холодной, но ласковой водой, смыть с себя усталость, пот, который превратился в корку. Это роскошь! Мы сделали фотографии и потом – дальше. Начался перелесок. Попадались грибы: моховики, подосиновики, подберезовики. Свернули направо, и пошли вдоль Оленьего ручья. Нашли прекрасное место и разбили лагерь. Эту поляну Анатолий Иванович облюбовал еще в прошлом году (А еще в позапрошлом и поза-позапрошлом. Прим. читающего комм.). Пообедали, и я отправился в лес: мне не терпелось поискать грибы. Я набрел на березовую полянку и не сходя с одного места набрал штук двадцать подберезовиков и один белый. Услышал гром, но не стал торопиться, подумал, что если грибы идут стаями, то нельзя уходить. Но в горах события развиваются быстро. Я задержался в лесу и за это поплатился. Грянул дождь. Я бросился бегом, но где там! Бежал я быстро, но дождь лил еще сильней. За пол минуты я вымок до нитки. Добежал в лагерь под тент у костра. Там Андрей Карлин с пакетом подосиновиков. В тот день у нас был изысканный ужин: жареные грибы, блины (большое спасибо Оле Головиной, которая полдня просидела у костра – готовила блины), кисель. Обычно в походах - супы из пакетиков, каши, а мы, как короли с блинами и грибами… Очень здорово! Поздно вечером играли в «Крокодила». Очень интересная и увлекательная игра, развивающая воображение. Ярко, с выдумкой играли. Андрей Карлин, Миша Гогин, Петя Иванов, не говоря уж об аксакалах Саше Хлынове и Андрее Цветкове. Разошлись во втором часу ночи.

6 августа.

Седьмой день пути. Он оказался тяжелым. С утра светило солнце, и мы с грустью покидали чудесное место у Оленьего ручья. Шли лесом. Высокая трава скрывала овраги, ручьи, курум. Берегите ноги, будте осторожны! Я шел первым. На направляющем лежит особая ответственность – за тобой по пятам идет два десятка людей. Нужно чутьем выбрать верное направление, чтобы по возможности избежать камней. Если не знаешь местности – это тяжело. Китаянка Хун сильно ушибла ногу. Анатолий И. раздумывал, стоит ли идти дальше: человек с травмированной ногой – обуза (А пристрелить не догадались? – предложение ред.(Нет, лучше добивать альпенштоком. Прим читающего комм.)). Хун сказала, что все нормально. И мы пошли, часто останавливаясь, чтобы дождаться отстающих. Хун Мужественно ковыляла, на вопросы о самочувствии улыбалась. Ей помогал Петя. Его настоящее имя я не знаю. Он китаец, учится в Политехе на программиста. На его Родине образование, полученное за рубежом ценится, и устроиться на работу будет не сложно. В нашей группе трое китайцев Хуа (художник), Хун (филолог), Петя. Все они держаться друг за друга, помогают. В первые дни, когда все были здоровые и травмированных не было, Петя ставил свой рюкзак на месте временного привала, оглядывался назад, и, если видел, что его ребята-китайцы отстали и им тяжело идти с рюкзаками по мокрому куруму, то он бежал к ним и помогал. Петя выполнял двойную работу. Я это особенно ценю, потому что хорошо знаю, что это такое – идти с тяжелым рюкзаком по мокрым камням, то в гору, то через ручей. Скоро мы пришли к Оленьему перевалу. Все было хорошо, я искупался в водопаде. Вода лилась сверху, пенилась, пузырилась. Она была сине-зеленого цвета от избытка кислорода (вот как! Теперь знаю, почему утопленники сине-зелёные: от избытка кислорода! – удивление ред.). Андрей Карлин сфотографировал меня счастливого, с улыбкой до ушей, резвящегося в водопаде. Олений перевал был не сложный. И тут погода испортилась. Хлынул дождь, как из ведра. Мы просидели под тентом почти три часа. Дождь один раз останавливался, будто специально, чтобы мы пополдничали. Сало, колбаса, сухари, колбасный сыр и курага.

А.И. немного поднял наш боевой дух, но снова забарабанил дождь и мы прыгнули под тент. Со мной под одной крышей оказались Хуа, Петя Иванов (милый, добрый, интеллигентный парень, студент 5-ого курса немецкого факультета) и Дима (веселый, простой дружище, студент естественно-географического факультета). Мы пели песни по-немецки и английски. Просили Хуа спеть китайский гимн, но он был не в настроении. Дождь наконец прекратился и мы побежали вперед. Бежали по лужам. Курум сменился кочками. Ручьи текли через каждые 20 метров. Ноги – сырые, ботинки – тяжелые, карликовая береза запутывает ноги, вяжет движение. Но мы бежали вперед. Уже темнеет и нужно найти место для стоянки, где бы было достаточно дров. Без огня нельзя – замерзнем и ужин не сварим. И мы бежали без остановок. Наконец, в десятом часу нашли стоянку. Дров мало – варим геркулес, он не требует много огня. Горячий чай как манна небесная. Потом провалились в глухую пропасть тяжелого сна.

7 августа.

Я проснулся от дождя. Первая мысль, - да когда же он кончится? Дежурные – молодцы. Они готовили завтрак прямо под дождем, и принесли картофельное пюре с тушенкой и чай каждому в палатку. Завтрак в постель! Что может быть лучше? Такого подарка в дождь я не ожидал. Это для нас постарались Дима, Юра (по виду курсант военного училища) и китайцы. Но скоро показалось солнце, и жизнь наладилась. Шли по лугам. Повсюду была карликовая береза, созревшая морошка (по вкусу забродившее домашнее вино) и голубика. Я впервые в жизни наелся морошкой. Ходил, жевал, улыбался. Ребята сходили посмотреть на красивый водопад, сделали снимки. Говорят, он двухъярусный. Я не ходил, меня отвлекли мои путевые заметки. У меня закончилась вторая пленка. Я стал экономить кадры. День в общем не сложный. Ходили не много, была одна переправа, метров 30 длинной. Я ее снял на пленку. Нашли пригорок, разбили лагерь на берегу у большого озера. Женя сходил наловил гольцов (из семейства лососевых) и налима. Завтра будет уха. Жареные грибы у нас были, ухи еще не было. Жене, кстати, 3 августа исполнилось 34 года. В ответном тосте он пожелал всем отмечать день рождения в походе. Вечером был сильный дождь. Нашу палатку трясло и качало. Сверкала молния, гремел гром, земля тряслась. Дважды я выбегал поправлять тент, который вырывало из-под камней сильным ветром. Такие сильные дожди для гор – обычные будни. Лег спать рано – завтра дежурство.

8 августа.

День начался превосходно: нашу палатку заливал яркий солнечный свет. Накануне мы поставили палатку входом на восток и сейчас наслаждались рассветом. В 710 оделись, вышли из палатки, стали готовить завтрак. Рацион простой: рисовая каша с изюмом, который на ночь мы замочили в воде, белые сухари, колбасный сыр, чай с сахаром. Потом тронулись в путь. Шли по тропе, потом по колее, оставленной вездеходом. Говорят, такая колея зарастает 15 лет. На одном из участков ее так размыло осадками, что один из наших, Михаил, чуть не утонул. Его засосало вглубь по пояс, и выбраться он не мог. К нему подбежали двое на помощь и только тогда, с трудом, его вытащили (И ведь каждый раз – одно и то же! Это главный прикол АИ. Прим читающего комм.). Ох, не легкая это работа, из болота тащить Михаила. Сам я этого не видел: я замыкал колонну и шел, беззаботно кушая морошку. Издали А.И. мне что-то кричал. Но я не обратил должного внимания. Меня засосало по колено, но выбрался я сам. Был страшно удивлен, как на ровном месте может возникнуть такая напасть. Дальше была переправа, длинная, но не сложная. Прошли полтора километра и разбили лагерь. Больше никуда не пойдем. Банный день. Не пошло и часа, как небо затянулось тучами, потемнело. Мы спрятались под тенты. Нас пятеро, сели спинами друг к другу, ногами прижали края тента, заняли круговую оборону. Но дождь оказался слабым – через час кончился. Пол дня - раздолье. Делай, что хочешь. Погода чудесная: светит солнце, легкий ветерок. Мы купались в озере, ходили нарыли золотой корень и играли в карты. Кто хотел, – читал или ловил рыбу. А.И., Женя, Дима поймали несколько хариусов, кумжу. Была уха с рисом, луком. Жалко не было черного перца горошком. Мне достался половник с хвостиком красной рыбы (голец). Потом я попросил добавки и взял хариуса. Последний мне понравился больше. После такого обеда у меня был тихий час (первый в походе). Проснулся я к ужину. Мыл гречку, вскрывал консервные банки с тушенкой, поддерживал огонь, - в общем помогал на кухне. Ужин затянулся, потому что стали жарить рыбу, Оля Головина делала это легко и умело. Пошли разговоры о Китае, китайском чуде. Приводили в сравнение результаты наших реформ. Я ушел спать в 11 часов.

9 августа.

Всю ночь дул сильный ветер. Я несколько раз просыпался от хлопанья тента. Хорошо, что не лил дождь. Проснулся в 7 утра, увидел покосившийся альпеншток – палатка могла упасть (Вот трагедия! – ужас ред.). Выглянул на свет Божий – солнце, ветер, простор. Красота! Но здесь никто не живет. Все, кого мы видели – туристы. Только один раз, в самом начале пути мы встретили чум. В нем – семья комяков (жителей Коми). Человек 8 детей, свора собак. У них 2000 оленей. Они пасутся сами или под присмотром собак. Это не коровы, они животные стадные и присмотр за ними не доставляет больших хлопот. Я сфотографировался вместе с оленем. У него бархатные рога и грустные рога. Он болеет, – нога ушиблена. Это предпоследний день в горах. Мне будет жалко с ними расставаться. Хотя житуха здесь суровая. Прошли километра 3, пересекли Лимбека-ю и разбили лагерь на небольшом полуострове, окруженном рукавами реки. Рядом избушка рыбаков. В ней живут Слава и Витя. Я с ними разговорился. Раньше работали на штольне, добывали кварц, горный хрусталь. В январе штольню купили иностранцы и установили драконовы порядки. Раньше работали пятидневкой с двумя выходными. Сейчас заступаешь на вахту на три месяца без выходных по 12 часов. На втором месяце люди от усталости превращаются в зомби. Работа на износ. Иностранцы выжимают все соки. А как же трудовое законодательство? Старых работников поувольняли и набрали новых их Челябинска и Мурманска. А народ безмолвствует… Завтра пойду с ними рыбачить, посмотрю как ловят рыбу настоящие уральские рыбаки.

Народ от безделья не знает, чем заняться. Кто-то собирает камни причудливых цветов и размеров. Я нашел один такой, зеленого цвета, похожий на китенка с открытой пастью. Привезу домой, поставлю на телевизор. Хуа рисует портрет Оли Кокуриной. Вечером будет прощальный ужин.

К вечеру я почувствовал себя хуже, проявились симптомы простуды. Я вчера перекупался. Лечился старинным русским способом: 100 г. водки и головка чеснока. Нос совсем заложило, дышать не могу (надо было наоборот – 100 г чеснока, тогда бы нос заложило у всех других – прим.ред.). Надеюсь, бабушкино средство поможет. Вечером у костра были посиделки наших аксакалов: пили водку, шутили, вспоминали былое. А я лежал в палатке и потел – выгонял простуду.

10 августа

День отъезда. Идем через перевал, к поселку Желанный. Оттуда мы отправлялись в гору. С 31 июля ми совершили круг и вернулись к исходной точке. В целом поход понравился. Хочу на будущий год поехать на Байкал. Такую возможность упускать не стоит. Туризм – дело стоящее. Полезно для здоровья, дает жизненный опыт и море впечатлений. В нашей стране столько удивительных мест: Кавказ, Алтай. А зимой за границу, в теплые страны. Последний поход до поселка Желанный выдался не сладким. Был длинный подъем, местами крутой, местами пологий. Шли туда, где сходятся тучи. Пока шли, глаза невольно много раз поворачивались назад – искали те горы и долины, где мы были. Был особый интерес увидеть, возле какой горы мы были в тот день или другой и какие окрестности были вокруг. С непривычки в горах не просто ориентироваться: нужно считать все повороты, отклонения в градусах. Легче всего ориентироваться по солнцу. В 13.00 оно на юге, в 19.00 - на юге. Каждый час это 150.

Я шел приболевший, рюкзак мой существенно потяжелел (я вез домой интересные камни плюс А.И., чтобы жизнь медом не казалась, добавил мне пять банок рыбы). Жаль, кончилась пленка, и я не смог снять удивительные виды гор. День был прекрасный, все было как на ладони. Все сияло, блистало, пело. Природа торжествовала. («Я шёл приболевший, а природа торжествовала»- по фигу ей на твою болезнь! – прим.ред. ) Я думаю, что не много таких хороших дней осталось на приполярном Урале. Мне сказали, что в сентябре здесь уже выпадает снег, приходят сильные ветры. Зимний уральский пейзаж чудится мне в мрачных красках: деревья стоят голые или их вообще нет, кругом снег, дует пронизывающий ветер, вокруг все серого цвета. Полярная ночь и ни единой души вокруг. Мне хотелось бы жить в таких условиях, далеко не домашних. Где-то в верховьях мы нашли лыжи, прибитые брезентом. Сфотографировались на зеленой травке в лыжах. Встретили группу геологов из 4 человек. У них дом неподалеку.

На подъем в горы уходит много времени, им поставили временный дом. Они работают без выходных. Ходят и через каждые 100 метров снимают образцы пород. Образцы отсылают в лабораторию на спектральный анализ. Он говорит, что здесь, в горах повышенное содержание золота, возможно, будет организована добыча. Тогда уже по этим горам так просто не полазишь.

Начали спускаться вниз. А.И. не искал легких путей и решил спускаться напрямик. Спуск крутой – берегите ноги. Чувствовалась тяжесть в коленях. Наконец мы внизу. Теперь нужно провернуть важное дело – раздобыть горный хрусталь на подарки родственникам. Идем в поселок втроем: я, А.И. и Андрей Цветков. Порядки сейчас строгие: может у кого и есть пальчики друза, но они работники поселка, опасаются сами себя. Боятся стукачества. Чуть что сразу уволят. Поэтому все качают головой, разводят руками. Сначала копались в куче отходов. Там фигня, но можно найти на городской неизбалованный вкус интересные камешки. Потом мне встретился Анатолий. Он проходчик. Я иду к нему в келью и он достает из коробок, ящиков, из-под кровати, в общем изо всех углов камешки. Я выбираю три десятка, плачу водкой и ухожу. У них сухой закон в поселке, жизнь тяжелая. Обратно иду с тяжелым пакетом камней через речку, по пояс в воде, усталый, но довольный. Есть подарки для родных, не с пустыми руками поеду домой. Ждем «Урал», чтобы ехать в Инту. Нам повезло, – мы нашли машину сразу. Могло быть иначе: застряли бы на сутки и больше. Но солнце светит в этот день и удача к нам лицом. Мы едем. 150 км пути – это 7-8 часов. В кузове места мало, а нас 22 человека + двое попутчиков- москвичей. Сидим как сельди в бочке, ноги вытянуть нельзя. Приходится вставать и держаться за что попало, а то коленки совсем затекут. Дорога очень тряская – долго не простоишь. Мы, чтобы не унывать, несколько часов пели песни. Главные певцы: А.И., Петя Иванов, Миша Г., Андрей Карлин. У меня болит горло, только иногда в трогательных местечках я подтягивал. Два раза делали зеленую стоянку, чтобы ноги размять (сейчас это так называется прим.ред). «Урал» - удивительная машина, вброд прет как танк. Мы пересекли вброд речку Кажим… В три часа ночи были в Инте. До поезда 18 часов – нужно ждать. Расположились в зале ожидания. Места холодные, неудобные. Аэлита показывала чудеса йоги: умудрялась спать на 2-3 сиденьях (что? Так сильно растянулась? –прим.ред.). То свернется калачиком, то изовьется как змея. Мы с А.И. отправились в город. Я раньше не был в Инте. Маленький, чистый город, 55 тыс. населения. По худшим прогнозам останется 12 тыс. Шахты закрываются, работать негде. Кто работает на разработках, живут в среднем 35 лет. В легких оседает пыль, люди умирают.

Главная улица – улица Горького. Все названия дублируются на русском и комяцком языках. В городе мало машин. Движение вялотекущее. В основном жигули. На улицах много молодых мам с детьми. Коляски, коляски. Это бросалось в глаза и радовало. Республиканский флаг – синий (цвет многочисленных озер), зеленый (тундра), белый (олений мех). Ассортимент в магазинах широкий. На стенах многих домов таблички: «Осторожно! Возможен сход снега» – местная климатическая особенность. Мы хорошо поговорили с А.И., посидели в кафе под открытым небом. Попили пива, покушали люля-кебаб, чебуреки, зефиры. Этот был праздник живота. Некоторые из ребят так хорошо наелись, что хватались за животы. В походе все регламентировано: 2 сухаря, 2 половника супа. 3 конфеты, кусочек сыра и колбасы. А тут покупай, бери сколько душе угодно! Это вредно действует на неокрепшие умы. Люди наедаются и не могут двигаться. Это свойство «чайников» как сказал А.И., хотя сам ел с утра до вечера (На АИ это свойство не распространяется. Прим читающего комм.). Люди ходили по магазинам, покупали сувениры. Они были, в основном, из оленей кожи и меха. Я ничего не покупал, – деньги кончились. Ребята из нашей группы хотели сходить в баню. Но выяснилось, что в городе 3 недели нет горячей воды. Перед самым отъездом я сидел с Олей Головиной в буфете при вокзале. Пили чай с хачапури и делились впечатлениями. Она на 10 лет младше меня. Натура ищущая, контактная, добрая. Ей за радость угостить конфетой, сходить помыть тарелку. Это от души, а не от простоты. У нее был выбор: купить сотовый или сходить в поход. Она не прогадала.

Наконец дождались поезда: с Интой прощались, а мыслями были уже в Нижнем, с семьей.

Вход

Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты