На главную
Luk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::Фото


Рубрики

Стань счастливым  |  Мыслящий тростник

Мыслящий тростник

Когда мы говорим о человеке – кого мы имеем в виду? Александра Македонского или Ньютона, русского или француза, крестьянина или ремесленника, мужчину или женщину, взрослого или ребенка?

Можно сказать, что человек – это все жившие когда-то и сейчас живущие люди. Но часто люди убивают других людей, то есть отказывают им в праве быть людьми, один человек относится к другому или к другим как к существам низшего рода, считая их винтиками для осуществления своих замыслов, пушечным мясом для ведения войны и т.д.

Да и во многих людях иногда прорывается жуткое животное начало, такая беспощадная злоба и ненависть, что про них можно подумать: полноте, люди ли это? Сами условия существования заставляют человека подавлять в себе человеческие качества, прятать их, постоянно изменять своей природе. “Во всех стихиях человек – палач, председатель и узник”, - писал Пушкин.

Каждый из людей может назвать себя человеком, но признается это далеко не всеми. Да он и сам не во всех признает такого же человека. Далеко не всегда, следовательно, это название соответствует действительности. Человек – это существо, которое не всегда соответствует своему понятию, названию.

Может быть, спрашивая или рассуждая о человеке, мы имеем в виду самих себя? Но если мы согласимся с этим, то может последовать вопрос: а что в нас такого, что нам дает право говорить о себе как о человеке? Что делает меня человеком? Нужно признаться, что у меня нет разумных оснований считать себя человеком. Говорят: я состоялся как физик или как изобретатель, но никто не говорит: я состоялся как человек. Древние говорили: состояться как человек – значит, построить дом, написать книгу, вырастить дерево. Но масса людей этого не делала. Можно ли отказать им в том, что они люди?

Когда вы знакомитесь с другим человеком, что вас интересует, прежде всего? Его человеческие качества или та роль, то место, которое он занимает в обществе, т.е. социальные характеристики? Боюсь, что людей больше интересует последнее. Человек как будто “исчезает” в современной цивилизации. И это исчезновение ставит проблему человека с новой силой, снова заставляет нас задуматься о том, что нам ближе всего и в то же время больше всего непонятно, - о нашей собственной природе.

“Что за химера человек? – восклицал Б. Паскаль в своих знаменитых “Мыслях”, - Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Кто распутает этот клубок? …Узнай же гордый человек, что ты – парадокс для самого себя. Смирись, бессильный разум! Умолкни, бессмысленная природа, узнай, что человек бесконечно выше человека…”

Никто другой, считал Паскаль, не постиг, что человек – превосходнейшее из созданий. И, тем не менее, люди себя оценивают то слишком высоко, то слишком низко. Поднимите ваши глаза к Богу, - говорят одни; Смотрите на Того, с Кем вы так схожи и Кто вас создал, чтобы вы поклонялись Ему. Вы можете стать, подобны Ему, мудрость вас с ним уравняет, если вы захотите ей следовать. Еще древнегреческий мыслитель Эпиктет говорил: “Выше голову, свободные люди!” А другие говорят: “Опусти свои глаза к земле, ты, жалкий червь, и смотри на животных, своих сотоварищей”.

Кто же все-таки человек и с кем его можно сравнивать – с Богом или животными? – спрашивал Паскаль. Какое страшное расстояние и какая страшная растерянность у человека, который явно сбился с пути и в большой тревоге ищет этот путь и не может найти.

Человек окружен со всех сторон пугающей бесконечностью – с одной стороны Вселенная, в которой Земля – крохотная точка, а человек – вообще исчезающе малая величина. С другой стороны, бесконечность внутри мельчайшего атома, бесконечность ничтожнейшего продукта природы вглубь. И человек стоит между двумя безднами – бесконечностью и ничтожностью – и трепещет при виде этих чудес.

Он все-таки намного значительнее этих двух бесконечностей, ибо хоть он и песчинка в космосе, хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не нужно ополчаться против него всей вселенной, писал Паскаль, чтобы его раздавить; облачка пара, капелька воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает.

Итак, заключал Паскаль, все наше достоинство в мысли. Вот в чем наше величие, а не в пространства и во времени, которых мы не можем заполнить. Постараемся же мыслить, как должно.

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок