На главную
Студенческий форумTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоLuk - Sex,  24-02-2008, Rocco::Фото

**

Рубрики

Стадии совершения умышленного преступления  |  Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления

Предусмотренные в нормах Особенной части УК РФ составы преступлений формулируются как оконченные криминальные дея-ния. Однако в реальной жизни преступления не всегда доводятся до конца, по независящим от виновного обстоятельствам прерыва-ясь на более ранних стадиях.
Под стадией понимается определенные период, этап, фаза, ступень в развитии какого-либо явления, отличающиеся своими ка-чественными особенностями.
Глава 6 УК РФ ("Неоконченное преступление") посвящена ста-диям совершения умышленного преступления. Законодатель исхо-дит из того, что процесс реализации возникшего у лица намерения совершить конкретное преступление в ряде случаев проходит оп-ределенные этапы (ступени) его осуществления. В таких ситуациях и говорят о стадиях совершения умышленного преступления.
Стадии совершения умышленного преступления — это оп-ределенные в законе этапы его подготовки и непосредственного осуществления (определенные этапы развития преступной деятель-ности). Они отличаются друг от друга по характеру и содержанию совершенных виновным действий, а также по степени завершенно-сти криминального деяния.
Законодатель (ст. 29 УК) различает три стадии реализации умысла виновного на совершение преступления:
а) приготовление к преступлению;
б) покушение на преступление;
в) оконченное преступление.
Стадии эти различаются между собой по объективному при-знаку — моменту прекращения преступной деятельности.
Первые две стадии (приготовление и покушение) составляют так называемое неоконченное преступление; их называют еще пред-варительной преступной деятельностью. Приготовление и поку-шение совершаются до окончания преступления и для его осущест-вления.
Выделение данных стадий имеет большое значение для пра-вильной правовой оценки совершенного преступления, его квали-фикации, а также для индивидуализации уголовной ответствен-ности.
Ошибочно было бы полагать, что совершение любого умыш-ленного преступления непременно проходит все указанные этапы, Нередко умысел лица реализуется непосредственно в совершении конкретного оконченного преступления, минуя приготовление к преступлению и покушение на него. В тех случаях, когда преступ-ление проходит в своем развитии указанные три (или две) стадии, самостоятельное уголовно-правовое значение приобретает лишь последняя стадия. Каждая предыдущая стадия поглощается после-дующей.
О приготовлении к преступлению и покушении на преступ-ление можно вести речь лишь применительно к целенаправленной преступной деятельности. Эти стадии возможны только в преступ-лениях, совершаемых с прямым умыслом. Что же касается крими-нальных деяний, совершаемых с косвенным умыслом, то в них ста-дии приготовления и покушения невозможны. Не желая наступле-ния общественно опасных последствий, виновный, естественно, не может и готовиться к преступлению или покушаться на него. В данном случае общественно опасные последствия преступления не составляют цели его криминальной деятельности,
Не является стадией совершения преступления обнаружение умысла. Последнее представляет собой проявление вовне (словес-но, письменно или иным путем) намерения совершить конкретное преступление. Здесь еще нет общественно опасных действий. Это самый первоначальный, причем ненаказуемый этап возможной или вероятной в будущем преступной деятельности. Обнаружение умыс-ла — еще не действие, а всего лишь преступное намерение, мысль, хотя и объективированная. Российское же уголовное законодатель-ство преступными и наказуемыми признает не мысли, не намере-ния и желания, а только общественно опасные поступки человека. Все, что не выражается в деянии (действии или бездействии), на-ходится вне сферы уголовно-правового регулирования. Поэтому обнаружение умысла не признается стадией совершения преступ-ления.
Что же касается угрозы совершения общественно опасного деяния, представляющей собой психическое насилие над жертвой с целью изменения ее поведения в интересах угрожающего, то ее не следует относить к обнаружению умысла. Это уже оконченное са-мостоятельное преступление в случаях, когда эта угроза в качестве такового предусмотрена уголовным законом.
Стадии возможны практически во всех умышленных преступ-лениях с материальным составом.
Приготовление и покушение невозможны, когда закон связы-вает уголовную ответственность только с наступлением опре-
деленных, указанных в диспозиции статьи Особенной части УК последствий. Таковы, например, составы, предусмотренные ст. 285, 286, 288, 330 УК.
Приготовление и покушение невозможны также в преступле-ниях, объективная сторона которых состоит в создании опасности причинения вреда (ч. 1 ст. 215, ч. 1 ст. 217 УК и др.). Стадия приго-товления (и соответственно стадия покушения) невозможна и в со-ставах, где уже сама подготовительная деятельность рассматрива-ется законодателем как оконченное преступление (ст. 208—210, 239 УК). Стадия покушения невозможна и в преступлениях с так назы-ваемым усеченным составом (ст. 277, 295, 317 У К), в то время как стадия приготовления здесь вполне может иметь место.
Как правило, приготовление и покушение невозможны в со-вершаемых путем бездействия преступлениях с формальным со-ставам, а покушение невозможно также в формальных составах, выполняемых путем действия, в которых уже первый акт дея-тельности представляет собой оконченное преступление (таков, на-пример, состав разбоя — ст. 162 УК).
Уголовная ответственность за неоконченное преступление (при-готовление и покушение) наступает по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за конкретное окончен-ное преступление, со ссылкой на ст. 30. При этом надо иметь в виду, что каждая последующая стадия совершения преступления "по-глощает" предыдущую. Предшествующие ей стадии лишены само-стоятельного квалификационного значения.
Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок