На главную
Luk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоСтуденческий форумTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::Фото

**

Рубрики

Административное право РФ  |  Административное принуждение

О Г Л А В Л Е Н И Е :

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

1.   АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ И КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

2.   ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ, КЛАССИФИКАЦИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

 

 

 

3.   МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена административному принуждению. Это довольно обширная тема в Административном праве России. Актуальность проблем административного принуждения и административной ответственности, а так же развития этих правовых явлений обусловлена сегодня по меньшей мере тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2)политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно – властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка; 3) правовым – созданием в России нового и реформированием старого административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а так же устанавливающего меры административного принуждения, административной ответственности, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях. Обновление Российского законодательства об административном принуждении происходит сегодня стремительно. Однако этот процесс сопровождают многочисленные противоречия: нормы одного закона исключают правовые установления другого, законодательные положения часто неясны и неконкретны, разрабатываются и принимаются многочисленные инструкции, положения и т.д. Все это затрудняет процесс административного правоприменения. Однако, я постараюсь, при написании работы, учитывать последние веяния в области административного принуждения. Работа разбита на три главы: в первой, рассматривается административное принуждение как разновидность государственно - правового принуждения и как метод управления; во второй, я постараюсь подробно рассказать о характерных особенностях и видах административного принуждения, а так же о классификации мер административного принуждения. И наконец, в третьей, заключительной главе, разговор пойдет о мерах административного принуждения, применяемых в условиях чрезвычайного положения.

 

ГЛАВА I.

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ И КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ

 

Законодательство об административном принуждении и админист­ративной ответственности выполняет важнейшие функции профилактики правонарушений, наказания за их совершение, возмещения иму­щественного ущерба, причиненного административными правонару­шениями. Очевидной является в настоящее время тенденция к расширению действия механизма применения административного принуждения и административной ответственности. Поэтому законо­дательство об административной ответственности постоянно изменя­ется Такая тенденция существует, впрочем, уже давно, с момента пер­вой попытки кодификации законодательства об административной ответственности. В действующий ныне Кодекс РСФСР об админист­ративных правонарушениях, принятый 20 июня 1984 г., изменения и дополнения вносились более 30 раз: введено более 70 новых статей, изменены около 100 статей, некоторые были исключены'.

Институт административного принуждения является одной из важ­нейших частей административного права Российской Федерации. С из­менением всего административного права изменяются и составляющие его правовые институты и наоборот.

Нормативная база административного права за последние годы в Российской Федерации значительно обновилась и расширилась. Фор­мирование нового административного законодательства обусловлено быстрой реорганизацией системы и структуры органов государствен­ного управления, механизма всей управленческой деятельности, по­требностью улучшения контроля в управлении, реорганизацией системы административного принуждения. В России было принято мно­го новых законов, изданы указы Президента Российской Федерации, нормы которых являются предметом изучения административного пра­ва, например: законодательные акты РФ "О мили­ции", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О чрезвычайном положении", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О федеральных органах налоговой полиции", Водный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и многие другие, регулирующие те или иные сфе­ры административной деятельности (исполнительной власти, государ­ственного управления).

Прежде чем сделать краткий анализ тенденций законодательного регулирования административного принуждения, следует отметить его социально-правовую роль в современном государстве.

В течение последних лет актуализировалась проблема администра­тивной деликтологии. Рождается специальная наука административ­ной деликтологии, предметом которой станет административная деликтность, ее структура, законодательство, принципы, функции, ди­намика развития,

В настоящее время идет дискуссия о понятии, структуре и значи­мости современного административно-деликтного права. Например, А. П. Шергин считает возможным выделить административно-деликтное право в самостоятельную отрасль права, обосновывая это тем, что принятие Кодекса об административных правонарушениях по существу завершило нормативное оформление административно-деликтных норм в самостоятельную отрасль права. Этот Кодекс включает в себя не только нормы об ответственности за различные виды администра­тивных правонарушений, но и нормы-принципы, которые цементиру­ют единство всех норм административно-деликтного права. Именно такая высокая степень организации этих норм позволяет говорить о самостоятельности данной отрасли права.

Кроме того, в течение последних 6—7 лет были приняты законода­тельные акты, которые устанавливали систему непреступных Правонару­шений в различных сферах общественной жизни. Это потребовало так­же внесения изменений в уже действующее законодательство и актив­ной разработки нового. В этих законодательных актах устанавливаются и составы административных правонарушений. Среди таких законода­тельных актов следует указать, например: Законы "Об охране окружаю­щей природной среды", "О недрах", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основы лесного законодательства в Российс­кой Федерации и др. Успешное развитие этой новой подотрасли адми­нистративного права будет способствовать усилению борьбы с самой рас­пространенной формой антиобщественного поведения — администра­тивными правонарушениями (санитарными, налоговыми, таможенными, экологическими, в области строительства и т. д.)

В каждом обществе государство должно являться гарантом защиты общечеловеческих ценностей, интересов, прав и свобод его граждан. Свои задачи и функции государство выполняет посредством различ­ных методов и инструментов. Необходимыми являются и такие мето­ды регулирования, которые основываются на реализации принужде­ния, принудительных механизмов.

Государственное принуждение представляет собой сложный социаль­но-правовой институт, характеризующийся различными особенностями, связями, структурой, процессуальными механизмами. Основными вида­ми государственного принуждения являются административное, дисцип­линарное, гражданско-правовое и уголовное. Они различаются по осно­ваниям и процедурам их применения. Чаще других видов государствен­ного правового принуждения на практике применяется административное принуждение. Только в процессе управленческой деятельности приме­няется административное и дисциплинарное принуждение.

Институт административного принуждения является комплексным административно-правовым институтом, который аккумулирует нор­мативные установления различного характера для регулирования правоприменительной, правоохранительной и правовосстановительной деятельности государства в специфической сфере — функционирова­ния исполнительной власти, обеспечения законности реализации мер принуждения, создания и поддержания правопорядка.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых в сфере государственно­го управления для обеспечения законности и правопорядка. Ими ох­раняются не только нормы административного, но и гражданского, трудового, экологического, земельного, таможенного и иных отраслей и подотраслей права, реализацию которых призваны обеспечить ор­ганы государственного управления. Административным правом регу­лируется административное и — частично — дисциплинарное при­нуждение. Соответственно административное законодательство за­крепляет: I) административные и 2) дисциплинарные санкции; можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответст­венность по административному праву. Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих.

Для всех видов принуждения, устанавливаемого в административ­ном законодательстве, характерно следующее: 1) реальное осуществление мер административного принуждения обосновывается всегда со­вершением правонарушений, не являющихся преступлениями; 2) они применяются в ходе исполнительно-распорядительной деятельности, в административном процессе различными субъектами администра­тивного права, должностными лицами и представителями власти (ор­ганами государственного управления, судьями, сотрудниками органов внутренних дел, пограничными войсками, таможенными органами, должностными лицами органов налоговой полиции, руководителями государственных инспекций труда, государственными инспекторами по охране труда, государственными правовыми инспекторами труда и т. д.); 3) виды, размеры принудительных средств и масштаб принуди­тельного воздействия, основания и порядок реализации определяют­ся нормами административного права.

Административное принуждение как научная проблема достаточ­но глубоко изучено нашими учеными. Однако можно встретить и не­которые спорные вопросы и предложения авторов. Например, вместо понятия административного принуждения предлагается термин "ад­министративно-правовое принуждение"', так как административное принуждение намного шире административно-правового. Оно неред­ко связано с произволом и насилием. В отличие от уголовной ответст­венности для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством.

Административное принуждение связывается, как правило, с дву­мя понятиями более общего уровня: 1) государственным принужде­нием и 2) правовыми актами управления.

С одной стороны, административное принуждение представляет собой особый вид государственного принуждения, так как оно осу­ществляется от имени государства и в его интересах полномочными представителями государства — органами государственного управле­ния, должностными лицами, обладающими юрисдикционными пол­номочиями. Меры административного принуждения применяются только в процессе управленческой (административной, исполнитель­но-распорядительной) деятельности, в сфере обеспечения правопо­рядка. Реализация этих мер должна происходи  в строго определен­ных процессуальных формах, т. е., как правило, в рамках конкретных управленческих процедур, которые имеют юридическое оформление.

С другой стороны, административное принуждение может быть рас­смотрено в связи с анализом способов воздействия государства на управ­ляемые объекты (субъекты): установлением конкретных обязанностей или заданий для них; осуществлением контрольной, надзорной деятельнос­ти; установлением запретов; отказом в удовлетворении необоснованного притязания (жалобы, предложения) и т. д. При осуществлении такого метода государственного управления, как административное принужде­ние, происходит непосредственное и целенаправленное воздействие ор­ганов исполнительной власти (государственного управления), должнос­тных лиц, других субъектов права на волю и сознание подконтрольных физических лиц и на деятельность юридических лиц.

Безусловно, метод административного принуждения является раз­новидностью административных методов воздействия, реализуемых государством. Несмотря на тенденцию по сокращению сферы реали­зации административных и расширения области применения эконо­мических методов, метод административного принуждения остается (и в будущем он будет также развиваться) одним из важнейших в правоприменительной деятельности государства. Следует отметить, что аналогичное место административные средств;) регулирования зани­мают в зарубежных правовых системах. И повсюду в методах адми­нистративного принуждения выражаются при подлежащие государст­венным органам полномочия юридически-властного характера,

При изучении указанных проблем следует иметь в виду, что до на­стоящего времени в российском законодательстве отсутствует поня­тие административного принуждения; даже в общей форме не опре­делена система органов, уполномоченных устанавливать те или иные меры принуждения, их компетенция, механизм применения, гарантии соблюдения законности.

Более того, среди ученых и практиков существуют различные мне­ния о содержании административного принуждения. Одни авторы (например, Д. Н. Бахрах) сводят его к применению предусмотренных законом санкций к лицу, совершившему административный просту­пок; другие (например, И. А. Галаган, М. И. Еропкин) рассматривают административное принуждение значительно шире, включая в это понятие и психическое воздействие в виде угрозы применения адми­нистративных санкций за уклонение от совершения предписанных действий, неподчинение известным запретам и ограничениям.

Под административным принуждением как видом государственного принуждения следует понимать психическое либо физическое воздейст­вие на сознание и поведение субъектов с целью понудить их путем угро­зы применения предусмотренных в законодательстве административных санкций к должному поведению (совершению предписанных действий), либо к подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполно­моченными органами, должностными лицами мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями лич­ностного, организационного, материального характера с целью предуп­реждения правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения возможных вредных последствий, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспечения охраны прав и свобод граждан, общественного порядка, различных видов собст­венности, создания режима законности во всех сферах и государствен­ной дисциплины, восстановления нарушенных законных прав и интере­сов государства, юридических лиц и граждан.

Основными нормативными актами, регламентирующими порядок применения мер административного принуждения, являются законы:

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г., Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гаранти­ях прав граждан при ее оказании". Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности", Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе РФ", Вод­ный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г.. Основы лес­ного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г., За­кон РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР", Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции", Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении", Федераль­ный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движе­ния", Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 г. "О внутрен­них войсках министерства внутренних дел Российской Федерации", Федеральный закон от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распрост­ранения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и другие.

 

ГЛАВА II.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

 

Административное принуждение обладает всеми признаками, ко­торые имеются у государственного принуждения. Однако админис­тративное принуждение имеет и свои особенности (специфические признаки):

1) оно применяется в отношении как физических, так и юридичес­ких лиц;

2) осуществляется в сфере обеспечения правопорядка для охраны складывающихся в данной сфере общественных отношений, регули­руемых, как правило, нормами административного права;

3) механизм правового регулирования административного принуж­дения, который устанавливает основания и порядок применения ад­министративно-принудительных мер воздействия, определяется адми­нистративным законодательством (нормы КоАП РСФСР, Таможен­ного кодекса РФ и т. д.);

4) применение мер административного принуждения осуществляет­ся, как правило, во внесудебном порядке и относится в большинстве слу­чаев к компетенции органов управления, специально уполномоченных должностных лиц (представителей административной власти), т. е. оно является результатом реализации их государственно - властных полномо­чий. Меры административного принуждения применяются,  как прави­ло, только теми органами управления и должностными лицами, которые наделены полномочиями представителей административной власти, т. е. они осуществляют в отношении неподчиненных им должностных лиц и организаций надзорные функции. Следует еще раз акцентировать вни­мание на том, что административное принуждение осуществляется в сфе­ре внеслужебных управленческих отношений, применяется к лицам, не связанным служебной подчиненностью с правоприменяющим органом или его представителем. Субъекты реализации мер административного принуждения должны обладать специальными полномочиями по отно­шению к субъектам, непосредственно не подчиненным по службе. Они выполняют контрольно-надзорные функции (являются представителя­ми власти). Меры административного принуждения применятся также судами (судьями);

5) система мер административного принуждения отличается раз­носторонним характером, включая возможное применение физичес­кого воздействия;

6) меры административного принуждения менее значительны по своей суровости, чем меры уголовного воздействия (наказания);

7) административное принуждение имеет основной целью понуж­дение к исполнению гражданами, должностными лицами, предпри­ятиями, учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере правопорядка;

8) порядок применения административного принуждения определен административно-процессуальными нормами (рамками админист­ративного процесса); однако процессуальный порядок оформления фак­та применения мер административного принуждения, по общему прави­лу, связан с производством меньшего круга процессуальных действий, чем, например, факта принуждения, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством;

9) специфический (упрощенный) порядок применения мер адми­нистративного принуждения — это порядок оперативного воздейст­вия (реагирования). Процессуальные формы здесь более простые, чем судебные. Процессуальной формой административного принуждения является, например, производство по делам об административном  правонарушении       и   одновременно элементом администра­тивной юрисдикции;

10) меры административного принуждения могут применяться как к лицам, совершившим административный проступок, так и к лицам, не совершившим его (в целях превенции, предупреждения наступле­ния общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпи­демиях, эпизоотиях);

11) при применении мер административного принуждения должна обеспечиваться законность, которая гарантируется установлением сис­тематического контроля за реализацией мер административного воздейст­вия, осуществлением прокурорского надзора, возможностью обжалова­ния, другими способами, закрепленными в законодательстве.

Наиболее признанной сегодня является четырехзвенная классифика­ция мер административного принуждения: 1) административно-предуп­редительные меры; 2) меры административного пресечения; 3) меры ад­министративного взыскания (административная ответственность); 4) ад­министративно-восстановительные меры. Важно отметить, что меры каждой из этих групп реально закреплены законодательством Российс­кой Федерации.

Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения правонарушений в сфере обеспечения правопоряд­ка, общественной безопасности, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями. Эти меры носят профилактический ха­рактер и отличаются, как правило, следующими признаками: а) они' не связаны с совершением административного правонарушения, т. е. правонарушение еще не совершено, а принудительные механизмы в отношении физических и юридических лиц уже функционируют (при­меняются); б) принудительный характер данных мер состоит в реали­зации властных и односторонних действий, которые не согласовыва­ются с противоположной стороной. Тем не менее, последняя обязана исполнить предписанное им со стороны уполномоченных органов (должностных лиц), выполнить необходимые в данной ситуации дей­ствия либо воздержаться от их совершения; в) административно-преду­предительные меры закреплены в законодательных и иных норматив­ных актах, предусматривающих обязательные действия либо устанав­ливающие известные запреты и ограничения угрозой примене­ния административных санкций за их неисполнение. Осуществляют такие действия и устанавливают запреты в рамках предоставленных им полномочий милиция, государственные инспекции, другие надзор­ные органы. Ряд предупредительных мер применяется лишь при чрез­вычайных обстоятельствах и в особых условиях: объявление чрезвы­чайного положения либо введение карантина с сопутствующими ог­раничениями, которые необходимо соблюдать под угрозой наложения административных взысканий за их нарушения. Предупредительные меры применяются также к лицам, допускавшим ранее антиобщественное по­ведение (постановка на учет в милиции лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, условно осужденных, систематически нару­шавших общественный порядок; официальное предостережение, вы­носимое начальником РОВД либо участковым инспектором в адрес злостных "домашних дебоширов" и нарушителей общественного по­рядка; установление административного надзора за лицами, освобож­денными из мест лишения свободы, допускавшими антиобщественное поведение либо признанными ранее судом особо опасными рециди­вистами; возмездное изъятие охотничьих ружей у лиц, злоупотребля­ющих алкоголем либо признанных психически больными по постанов­лению административных комиссий).

Система административно-предупредительных мер включает:

1) беспрепятственное посещение (по предъявлении служебного удостоверения) и проведение обследования организаций, предпри­ятий, жилищных условий граждан, условий работы лиц, занимаю­щихся предпринимательской деятельностью с целью проверки вы­полнения сани гарного законодательства Российской Федерации, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил (п. 2 ст.38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния"). Эти действия уполномочены совершать главный государ­ственный санитарный врач Российской Федерации, главный сани­тарные врачи республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, районов. Аналогичными полномочиями обладают работники государственной противопожарной и налоговой служб, налоговой полиции и т. д. Налоговый инспектор имеет право при осуществлении своих полномочий обследовать любые производ­ственные, складские, торговые и иные помещения предприятий и занимающихся предпринимательской деятельностью лиц, исполь­зуемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содер­жанием объектов налогообложения;

2) проверку документов (п. 2 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" устанавливает, что сотрудники милиции могут проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если име­ются достаточные основания подозревать их в совершении админист­ративного правонарушения);

3) досмотр вещей, багажа, личный досмотр (таможенный досмотр, а также пассажиров и багажа в аэропортах, досмотр проносимых пред­метов на предприятиях пищевой, легкой, радиоэлектронной промыш­ленности и т. д ). Досмотр осуществляется органами военизирован­ной, вневедомственной охраны, таможенными органами, органами милиции (ст. 341—342 Таможенного кодекса Российской Федерации;

п. 21 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"). Работники милиции имеют право производить в соответствии с законодательством досмотр руч­ной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости — и личный досмотр пассажиров; должностные лица налоговых органов производят осмотр документов и фиксируют их со­держание (при изъятии у налогоплательщиков документов);

4) запрещение (ограничение) дорожного движения как одно из средств обеспечения общественной безопасности (п, 22 ст, 11 Закона РСФСР "О милиции" устанавливает, что работники милиции, имеют право временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов; п. 20 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" — производить по решению начальника органа милиции или его заместителя оцепле­ние (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведения карантинных мероприятий в случае эпидемий и эпизоотии;

5) временное отстранение от работы граждан, являющихся носите­лями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источни­ками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты (п. 8 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения"). Осу­ществляются такие меры санитарными врачами;

6) остановку транспортных средств работниками ГАИ и проверку ими документов у водителей на право пользования и управления транспор­тными средствами, а также документов на перевозимые грузы; проверку знаний водителями правил дорожного движения (п. 23 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции"; п. 8 Положения о Государственной автомобиль­ной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации);

7) госпитализацию инфекционных больных (п. 8 ст. 38 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния"). Уполномоченные должностные лица могут принимать реше­ния об обязательной госпитализации инфекционных больных и граж­дан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;

8) принятие решения о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям, а также решения о проведении лабораторного обследо­вания и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавши­ми с больными инфекционными заболеваниями;

9) проведение освидетельствования управляющих транспортными средствами водителей (судоводителей) на состояние опьянения (ст. 245 КоАП РСФСР);

10) выселение жильцов по санкции прокурора из домов, грозящих обвалом;

11) изъятие сотрудниками милиции огнестрельного оружия у лиц, злоупотребляющих спиртными налитками либо психически больных, с последующим вынесением постановления административной комис­сией об их возмездном изъятии.

В системе административного принуждения пресечение представляет собой обособленную группу административно-правовых норм, регулиру­ющих однородные общественные отношения, возникающие при соверше­нии административных проступков. Следует отметить, что иногда одна и та же мера относится к нескольким классификационным группам. Напри­мер, досмотр вещей и багажа гражданина, который проводится работни­ками милиции, подозревающими данного гражданина в совершении ад­министративного правонарушения, считается мерой пресечения; если же досмотр проводится с предупредительной целью, то эта мера — админис­тративно-предупредительная.

Относительная самостоятельность мер административного пресе­чения характеризует их как правовой институт. По материальному признаку отношения пресечения имеют один объект — это противо­правные действия, антиобщественный характер поведения, незакон­ная деятельность граждан и юридических лиц, т. е. без совершения определенных противоправных действий, без противодействия закон­ным требованиям отношения пресечения не возникают. Определяю­щим признаком пресечения является прямое юридически - властное воз­действие одной стороны — государства (его представителей, должнос­тных лиц) — на других. Меры административного пресечения приме­няются в случаях, когда необходимо в принудительном порядке пре­кратить (пресечь) противоправные действия и предотвратить их вред­ные последствия. Меры. пресечения выполняют также функцию процессуального обеспечения, т. е. они обеспечивают привлечение в будущем виновных лиц, совершивших правонарушения, к админист­ративной ответственности.

Меры административного пресечения применяются: 1) органами милиции; 2) государственными инспекциями; 3) различными государст­венными службами, контрольно-надзорными органами и их должност­ными лицами.

Видами административно-пресекательных мер являются:

1) требование к нарушителю прекратить противоправное поведе­ние, соблюдать общеобязательные правила в сфере общественного порядка (оно формулируется письменно, либо высказывается устно) со стороны представителя надзорного органа (работников милиции, народных дружинников);

2) предписание (осуществляется различными государственными инспекциями, другими надзорными органами, различными должност­ными лицами);

3) привод лиц (например, хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок и права других лиц и уклоняющихся от обследования в наркологических учреждени­ях; лиц, уклоняющихся от обследования на предмет заболевания СПИД и т. д.);

4) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

5) доставление нарушителя (ст. 238 КоАП РСФСР);

6) административное задержание— принудительное кратковремен­ное ограничение свободы действий или передвижения гражданина, совершившего административный проступок (ст. 240—242 КоАП РСФСР; ст. 331 Таможенного кодекса РФ); задержание транспортно­го средства (ст. 245 КоАП РСФСР). Осуществлять административное задержание могут: а) органы милиции (п. 7—12 ст, 11 Закона РСФСР "О милиции"); б) пограничные войска; в) таможенные органы; г) ор­ганы рыбоохраны; д) органы охраны водных ресурсов; е) должност­ные лица военной автомобильной инспекции, военизированной и вне­ведомственной охраны. Продолжительность административного задер­жания не должна превышать 3 часов, за исключением других случаев, установленных законодательством. Административное задержание существенно отличается от личного задержания подозреваемого в со­вершении деяний, содержащих признаки преступления;

7) личный досмотр, досмотр вещей, ручной клади, изъятие вещей и документов у лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения или производимых при задержании этих лиц в мо­мент совершения правонарушения

 

 

ГЛАВА III.

МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с Конституцией РФ и  Законом " О Чрезвычайном положении"  (далее – Закон) на всей либо на части территории РФ, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные  Законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики.

 Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

 Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

 Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

 

 Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ.

 В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения.

 В указе о введении чрезвычайного положения должны быть указаны:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения,

б) основание необходимости введения чрезвычайного положения,

в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан

г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;

д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

е) время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней, вводимого на части территории РФ, - не может превышать 60 дней.

По истечении этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок .

 На территории, где введено чрезвычайное положение, указом о введении чрезвычайного положения отдельным указом могут вводиться особые формы управления в соответствии с  Законом.  Высшие органы государственной власти и управления РФ вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение.

Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан.

 Органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту.

 Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти и управления территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные органы.

Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти и управления на территориях, где введено чрезвычайное положение.

 Все государственные органы, предприятия, учреждения, общественные организации и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку государственным органам РФ.

Невыполнение распоряжений и приказов влечет ответственность, установленную статьями 30 и 31  Закона.

 Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение.

По предложению министра внутренних дел РФ или председателя ФСБ РФ Президент РФ обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств органов МВД и ФСБ.

На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры:

а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свобод передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;

б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

в) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

г) запрещение забастовок;

д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.

 

Дополнительно могут вводиться следующие меры:

а) комендантский час, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;

в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

г) проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

е) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

Так же могут применяться следующие меры:

а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;

б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;

в) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;

г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;

д) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;

е) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.

Порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируются законами РФ и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, - до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные лица и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру.

Нарушение гражданами требований режима чрезвычайного положения,  за исключением правил комендантского часа, влечет административное взыскание в виде штрафа в размере от 50 до 500 рублей, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. Взыскание налагается в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Неоднократное нарушение установленных требований режима чрезвычайного положения, действия, провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие национальную рознь, а также нарушающие общественный порядок, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно неповиновению законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел или ФСБ при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка, влекут за собой наложение штрафа в размере до 1000 рублей или административный арест на срок до тридцати суток, если эти действия не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Те же действия, совершенные должностными лицами, влекут за собой наложение штрафа в размере до 3000 рублей или административный арест на срок до 30 суток.

Акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

Отмена чрезвычайного положения влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту.

Неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушения гарантий прав граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом.. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов запрещается.

Все судопроизводство во всех судах ведется в соответствии с действовавшими на момент введения чрезвычайного положения законами РФ. Использование любых видов и форм ускоренного или чрезвычайного судопроизводства запрещается.

 Приговоры о применении смертной казни, вынесенные за преступления, совершенные в период действия чрезвычайного положения, не приводятся в исполнение в течение всего времени чрезвычайного положения и тридцати суток после его прекращения или отмены.

 

 

 

 

Автор: Денис Никитин    

 

 

 

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок