На главную
STIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоСтуденческий форум

**

Рубрики

Виртуальное поле боя  |  Авиасимуляторы: игра или реальность?

Любому человеку мало-мальски знакомому с компьютером известно такое явление как компьютерные игры. Данное явление зародилось еще во времена первых ЭВМ. Множество людей в одиночестве просиживало до поздна в темных вычислительных залах, наслаждаясь какой-нибудь новой игрушкой. Шло время, росла производительность компьютеров, игры становились красивее и сложнее.
И вот в начале 90х вышла некая игра под названием F-19 Retaliator и довольно быстро приобрела популярность среди игроков. В данной игре вы выступали в роли пилота некоего супер современного самолета. Задача заключалась в отстреливании врагов с помощью различных видов оружия. Именно F-19 и был одним из первых компьютерных симуляторов.
Как же обстоят дела на данный момент? Строго говоря сейчас существует два вида симуляторов. К первому относятся т. н. аркадные симуляторы(довольно странное словосочетание, но не я его придумал), представляющие из себя в лучшем случае F-19 с современной графикой. Ко второму типу относятся т.н. hardcore"ные симуляторы, именно о них будет идти речь в данной статье. Эти продукты очень редко можно встретить на прилавках магазинов, они крайне непопулярны. Для большинства людей, играющих в компьютерные игры, симулятор это нечто очень сложное с обилием управляющих клавиш и непонятных слов.
И так, что же из себя представляет современный хардкорный симулятор, всего лишь игрушку немного более сложную чем остальные, или же это средство с помощью которого можно смоделировать реальную боевую ситуацию, может быть не так тщательно, как на специально разработанных для этого комплексах, но всеже в определенных пределах.

Сначала рассмотрим способы моделирования воздушного боя, которые используются военными специалистами в настоящее время.
Важнейшей особенностью способов искусственного моделирования является наличие человека-летчика (аналоговое моделирование) или отсутствие его (цифровое моделирование).
Конечным этапом моделирования воздушного боя является летный эксперимент, который зарубежные специалисты относят к натурному моделированию.

1.Цифровое моделирование
Кратко данный способ можно описать следующим образом. На компьютере создается некая программа, которая моделирует тот или иной этап воздушного боя, зависящий от характеристик самолета. Программа рассчитывает оптимальную траекторию полета с учетом заданных условий и выдает результат, на основе которого специалисты определяют наиболее оптимальное сочетание характеристик самолета для победы на данном этапе боя.
Цифровое моделирование требует мало времени и средств, однако оно позволяет учесть только те факторы, которые поддаются математическому описанию. Поэтому чтобы учесть всю сложность логики и тактики, "конструируемых" человеком применяют следующий вид моделирования.

2. Аналоговое моделирование

        

Комплексный тренажер вертолета Ми-8, Ми-17.

Моделирование с участием летчика требует дорогой специализированной аппаратуры, большего времени на разработку программ, солидного штата участников, однако его результаты реалистичнее. Установки для аналогого моделирования обычно выглядят следующим образом. Одна или несколько кабин, идентичных кабинам реальных самолетов, с приборами и органами управления; устройства вывода изображения и звука.
К приеру, модель американской фирмы "Линг-Темко-Воут" состоит из двух самолетных кабин, оборудованных приборами, органами управления и визуальными индикаторами. На индикаторах, установленных в обеих кабинах, можно видеть самолет "противника", сетку прицела и землю. Более сложная модель, о которой сообщалось в иностранной печати, находится в научно-исследовательском центре Лэнгли (США) национального управления по аэронавтике и

Кабина тренажера МИГ-23. ШЛИ, ноябрь 1999.

исследованию космического пространства. Этот тренажер позволяет воспроизводить воздушный бой двух самолетов в условиях, максимально приближенных к реальным. На нем можно "выполнять" фигуры высшего пилотажа. Для создания визуальной окружающей обстановки используются две большие полусферы, на которых воспроизводятся местность и небосвод. Внутри каждой полусферы находятся кабина летчика и система проецирования изображения. На тренажере имитируется появление бафтинга путем тряски сиденья кабины. В кабине создается шум, подобный шуму силовой установки, изменяемый в зависимости от положения ручки сектора газа. Летчик ведет "бой" в модернизированном высотном компенсирующем костюме. Давление воздуха в нем регулирует ЭВМ в зависимости от маневра "самолета", что создает эффект перегрузки. Тренажер позволяет вести "бои" самолетов различных типов. Их характеристики должны быть введены в его ЭВМ.

3. Летный эксперимент (натурное моделирование)
Этот метод дает наиболее точные результаты, учитывая практически все факторы, имеющие место в воздушном бою. В то же время натурное моделирование является наиболее дорогим методом, что существенно ограничивает его применение.
Очевидно, что авиасимуляторы так или иначе можно отнести к средствам аналового моделирования. Чем же отличаются современные симуляторы от специальных тренажеров?

1. Органы управления
Кабина в симуляторах отображается на экране монитора и полностью соответствует реальному аналогу. Приборы в кабине идентичны реальным и функционируют также как в реальности. Некоторые приборы не являются функциональными в виду их засекреченности. Обычно такие приборы не влияют на качество моделирования полета и ведение боя.
Что касается непосредственных органов управления таких, как ручка управления самолетом(РУС), ручка управления двигателем(РУД), то их функции выполняет джойстик. В настоящее время выпускаются джойстики абсолютно идентичные органам управления реального самолета, имеющие силовую отдачу. В общем по данному критерию симуляторы не уступают специальным тренажерам.

Кабина Самолета L-39 в
Microsoft Flight Simulator 2002.

2. Аэродинамическая модель
В
современных симуляторах данному вопросу уделяется наибольшее внимание. В написании и тестировании аэродинамической модели самолета активное участие принимают и инженеры, проектировавшие реальную машину и летчики, летавшие на ней.

3. Моделирование различных боевых ситуаций
Большинство современных авиасимуляторов позволяет моделировать различные боевые ситуации, начиная от ближнего маневренного боя двух самолетов и заканчивая атакой наземных целей. При этом учитываются все тактико-технические характеристики и специфика применения различных видов вооружения.
В заключении можно сказать: что современные авиасимуляторы хоть и уступают специальным тренажерам по некоторым критериям, тем не менее, позволяют в полной мере позволяет почувствовать всю сложность процесса управления самолетом. Уже сейчас некоторые симуляторы, в частности, Microsoft Flight

Редактор для Фланкер 2.5

Simulator, в виду своей дешевизны используются для начальной подготовки летчиков, в том числе и военных. Что же касается будущего, то учитывая темпы развития компьютерной индустрии, вскоре отпадут и такие проблемы, как отсутствие физических ощущений полета и иллюзии трехмерного окружения.

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок