На главную
Luk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоСтуденческий форумSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: Фото


Рубрики

Статьи  |  Есть ли будущее у пятого поколения?

Истребитель пятого поколения или истребитель двадцать первого века. Это словосочетание наверняка слышал каждый, кто хоть иногда смотрит телевизор. Так что же такое истребитель пятого поколения?

Для начала небольшой исторический экскурс. К концу Великой Отечественной Войны было совершенно очевидно, что поршневой двигатель изжил себя. Для дальнейшего повышения скорости и высоты полета требовалась разработка самолета с принципиально новым двигателем.
"Летчик-испытатель Михаил Иванович Иванов садится в кабину. Нас охватывает страшное волнение, но он спокоен и уверяет, что все будет в порядке. Двигатель запущен. Характерный, непривычный для слуха свистящий звук оглушает присутствующих. Проба двигателя — все в порядке! — и Иванов, после очень короткого пробега, уже в воздухе. Первый полет нашего реактивного самолета! Какой прилив счастья охватил всех! Машина заходит на посадку, плавно касается дорожки. Михаил Иванович подруливает к линейке и не успевает вылезти из кабины, как десятки рук подхватывают его и в радостном порыве высоко подбрасывают в воздух.
— Подождите, черти, уроните! Убьете!.. — кричит смеющийся летчик".


Реактивный истребитель Як-15

Так описывал первый полет истребителя Як-15 его главный конструктор А. С. Яковлев в своей книге "Цель жизни". В тот же день 24 апреля 1946 г. на том же аэродроме А. Н. Гринчик впервые поднял в воздух МИГ-9 – реактивный истребитель ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича.


Реактивный истребитель Як-15

Эти два самолета были первыми отечественными реактивными истребителями, ознаменовавшими эпоху реактивной авиации, именно они являются истребителями первого поколения. Далее было второе поколение – поколение сверхзвуковых истребителей, третье и наконец четвертое поколение – истребители, которые находятся на вооружении нашей страны в настоящее время (МИГ-29 и Су-27).

Так как же обстоит дело с истребителем пятого поколения?
Для начала посмотрим, как идут дела у наших заклятых заокеанских друзей. Как выясняется, дела у них идут очень даже неплохо. Уже закончена работа над двумя проектами: ATF и JSF.


Американский истребитель пятого поколения F-22

Исследования по программе создания перспективного тактического истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter) были начаты в середине семидесятых годов. В них участвовали все семь ведущих американских авиационных фирм.

Министерство обороны США по результатам демонстрационных летных испытаний, состоявшихся в начале девяностых годов, выбрало в качестве базового варианта для полномасштабной разработки самолет YF-22A фирмы Локхид, первый полет которого состоялся в сентября 1990 года.
Новый самолет, получивший наименование "Лайтнинг-2", предназначается главным образом для завоевания превосходства в воздухе. Его основными особенностями являются сверхзвуковая крейсерская скорость полета на нефорсированном режиме работы двигателя, высокая маневренность, хорошие взлетно-посадочные характеристики, большой радиус действия и боевая нагрузка, сравнимая с боевой нагрузкой истребителя F-15. Немаловажной особенностью самолета является его малая заметность в радиолокационном и ИК диапазонах, достигаемая в результате широкого применения техники "стелc".
Помимо F-22 в США был создан легкий многоцелевой истребитель (программа JSF), адаптированный для нанесения ударов по наземным целям.


Многоцелевой истребитель X-35

В настоящее время испытания обоих самолетов завершены и начата подготовка к серийному производству. Предполагается, что для Вооруженных сил США будет произведено 3000 самолетов общей стоимостью около $200 млрд. Еще столько же истребителей предполагается экспортировать, кроме того Пентагон намерен профинансировать закупку 339 серийных F-22A


Экспериментальный самолет С-37

Что же касается нашей страны, то истребителя пятого поколения у нас нет, и в ближайшее время, судя по всему, не будет. По какой причине? Попробуйте угадать с трех раз. Правильно, нет денег. Если же говорить о широко разрекламированном С-37 (он же Су-47), то это всего навьего прототип (летающая лаборатория) предназначенный для анализа схемы с крылом обратной стреловидности (КОС) и ряда других новшеств.
Впрочем недавно стало известно, что руководители предприятий, входящих в основную кооперацию разработчиков новой авиационной техники, а также руководители ведущих научно-исследовательских институтов российской авиационной промышленности в присутствии генерального директора Росавиакосмоса Юрия Коптева подписали в Авиационном военно-промышленном комплексе (АВПК) "Сухой" генеральное соглашение об участии в создании перспективного авиационного комплекса. Свои подписи под документом поставили руководители ГосНИИАС, ЦАГИ, ВИАМ, ЦИАМ, НИАТ, ОАО "А. Люлька-Сатурн", НПЦ "Технокомплекс", корпорации "Аэрокосмическое оборудование", "Авиаприбор-холдинга", ГМКБ "Вымпел", ГНПЦ "Звезда-Стрела", АВПК "Сухой" и "ОКБ Сухого". Работы по новому российскому авиационному комплексу предполагается вести быстрыми темпами. Как сообщил Юрий Коптев, уже к концу нынешнего года появится его аванпроект. Если удастся сбалансировать планы имеющимися ресурсами, то в 2010 г. предполагается развернуть серийное производство нового самолета. В 2011-2012 гг. он начнет поступать на вооружение российских ВВС и выйдет на мировой авиационный рынок - одновременно с появлением там американского JSF. Обеспечение потребного финансирования может быть обеспечено путем привлечения к проекту стран СНГ, в первую очередь Белоруссии и Украины, а также некоторых зарубежных стран. По предварительным расчетам, стоимость новой машины на внешнем рынке не превысит 30 млн. долл., что сделает его вполне конкурентоспособным с ценой JSF.

Конечно, все это приятно слышать, неприятно только то, что к 2010 году большинство стоящих сейчас на вооружении машин исчерпает свой ресурс, а на их замену, при нынешнем военном бюджете, рассчитывать вряд ли приходится.

Материалы использованные при написании статьи:
А. С. Яковлев "Цель жизни"
Газета "Независимое военное обозрение"
nvo.ng.ru

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок