Robinson Active Travel

Походы  |  Восточный Саян - 2000

Восточный Саян – 2001.

Jonny

Конечно, в походе(особенно в таких, какие бывают у нас - членов секции туризма НГЛУ) дневник вести – дело нелегкое, слишком велик соблазн поспать в те короткие минуты (иногда часы, но все равно короткие) отдыха, которые нам дарствует Предводитель, а не вспоминать мучительно, как пишутся буквы русского алфавита. Но, сделав усилие над собой, я лезу за своим потрепанным жизнью ежедневником с надписью "Nykomed" на обложке, открываю его на нужной странице и начинаю процесс запечатлевания окружающей меня реальности. Иногда, правда, бывает настолько влом, что неможно карандаш взять в руку, покрытую альпенштоковыми мозолями; тогда приходится заполнять пробелы или вечером, или в поезде, на обратном пути. Но это, конечно, уже не то. В сухом и (как правило) теплом вагоне уже не вспоминаешь о вспухших ногах, превратившихся за целый день ходьбы в кисель, о рюкзаке, кажущемся, скорее, выростом спины, чем изделием из синтетики и алюминия, о вездесущих комарах и мошке... А самое главное, вокруг нет уже тех мест, в которые будет тянуть на протяжении всего последующего года, того воздуха, той воды... Итак...

1 августа 2000 года, вторник.

Стартовали удачно: на поезд, по моим подсчетам, сели все. До 12 или до часу [ночи] играли в игру типа "крокодила", после чего легли спать. Тепло, не дует.

2 августа, среда.

В 7.03 приехали в Киров. Первое, что бросается в глаза – замки на дверях сортира. Расположились на вокзале, назначили дежурство за вещами. Смена не моя – можно осмотреть местные достопримечательности.
На автобусе №23 доехали [люди Олег, Антон, Паша и я] до конечной, там купили ряженки и хлебо-булочных изделий, другими словами, пищи. Поражает обилие зелени, книжных и продуктовых магазинов. Но, в принципе, так, наверное и должен выглядеть небольшой городок. Развлечения люди находят в процедурах приема пищи и в чтении. Набрели на один компьютерный магазин: цены такие же, как и у нас [в Нижнем]. Назад шли пешком, через, видимо, центр: машин побольше, да и улицы пошире. Во второй половине дня идет дождь.
Встретилось несколько любопытных [интересных] людей. 1. Женщина в книжном магазине, похоже, связанная с астрологией(составляет гороскопы и пр.) Искала она какую – то зеленую книжку по самосовершенствованию, но, к сожалению, не нашла. 2. Вторая тетенька (её мы встретили в магазине, пока пережидали дождь. Я случайно навел на нее Олегову видеокамеру – она стала допытываться, как мы будем использовать запись) оказалась несколько поинтереснее: проповедница, знает(или, по крайней мере, говорит, что знает) несколько каких-то древних языков; когда подошла к нам, на одном таком заговорила. Вообще, люди здесь кажутся поспокойнее и поприветливее, чем у нас.
Но все-таки прибабахнутых много. Решили с Олегом поснимать на видеокамеру интересный забор; едва закончили, как подвалил какой-то хр*н и сурово спросил "что снимали??" Оказался ментом, правда, ввиду праздника (не помню, какого) документов при себе не имел, а имел их в машине, куда и предложил нам отправиться, чтобы быть законно арестованными. Трезвым, кстати, был, как печная заслонка. Принял он нас за чеченских террористов, снимающих местный банк, дабы ночью его взорвать и ограбить. Кой-как отвертелись...Хотя увидели этого придурка позже, на вокзале – видимо, нас ждал (я, по простоте душевной, сказал, что приезжие мы, и документы наши на вокзале). Слава Богу, нас не заметил.
Ночью зашли в какое-то привокзальное кафе – купили местной водяры. Не пошла - из-за этого спал плохо.

3 августа, четверг.

Спали на вокзале. В 6.45 сели на поезд. Немного мутит- не надо было вчера. Час сна did me a lot of good [досл. сделал мне много лучше]... Хочется есть. В 11-ть поели. В 14.30 остановились в городе Тверь [на самом деле, не Тверь, а какой-то другой город]

4 августа, пятница.

Сейчас 5.13 (утра). Поезд остановился в каком-то городе. Город, видимо, большой, судя по многоэтажкам из красного кирпича сразу за зданием вокзала. Поезд почему-то дергается: видимо, меняют паровоз.
День прошел довольно бледно. Вечером поиграли в "Мафию". Где-то в 23.20 приехали в Новосибирск. Стоять будем долго – 25 минут. Вышли на перрон. Тепло и ветерок. Внезапно наш паровоз с нашим вагоном [с первыми двумя] отсоединился от состава и исчез за поворотом. Минут через 40 он вернулся, но уже без почтового вагона.
Немного шокированный происшедшим, народ набросился на еду.

6 августа, воскресенье.

Ура! Вот он, Байкал! Мы в городе Слюдянка; она очень напоминает какой-нибудь приморский курортный городок, годов, эдак, пятидесятых. Тепло, пахнет морем. Каменистые подступы, с берега доносятся звуки музыки. Вода очень холодная – градусов 8 [до нашего приезда здесь в течение полутора месяцев шли дожди]. Дабы потом не опускать глаза, отвечая на вопрос "купался ли в Байкале", залез в воду. Правда, тут же вылез. В принципе, вода ничего, но ступни сводит.
Сразу же после купания погрузились в старый "ЛАЗ" и поехали за 140 км в горы. Пункт назначения  - пансионат "Нилова Пустынь", названная так в честь какого-то монаха. По дороге видим вздымающиеся далеко впереди и справа поросшие лесом горы; вершины окутаны облаками, хотя над нами небо совершенно чистое. Зрелище просто завораживающее...
В километре от пансионата встали на ночевку. Как ни странно, желания сидеть у костра никто не проявил. Так что грелся в одиночестве до 2х утра (по мест. времени, т.е. по нашему до 9-ти).

7 августа, понедельник.

Предводитель словил грузовик – наши вещи довезут 10 км до гор. Остальные-пешком. На пути встретился буддийский храм – Дацан. Рядом с ним огромный песчаный холм – то ли искусственный, то ли натуральный...Откуда здесь взяться песку, да ещё в таком количестве? Говорят, когда-то здесь было море...Идем через лес.
В данный момент отдыхаем после принятия пищи. Гор не видно за деревьями. Скоро начнем (наконец-то!!!) подъем.
После обеда произошла встреча с местным населением - бурятами. Все пьяные и на лошадях. К счастью, нас было больше, поэтому все обошлось благополучно.
Весь остаток дня шли в гору – не самое приятное занятие, особенно когда с полными рюкзаками. А все из-за того, что нет приличного места для стоянки. Предводитель говорит, что впереди нас ждет персиковый сад, видимо, для поднятия боегого духа. Боевой дух сегодня  так и не поднялся.

8 августа, вторник.

Разбудили рано. Болят ноги: вчера преодолели 18 км. После завтрака пошли по тропе по направлению к перевалу Хубутскому, через болота и вверх. По пути встречаются синие ягоды – жимолость и голубика, поддерживаем ими силы. Оказалось, что в поезде стрескали 1/3 всего сахара. Придется сурово дозировать.
14.08 Обедаем у р. Хобуты. По склонам гор рассыпаны черные, поросшие мхом камни. Называются они - курум. Между камнями произрастает весьма колючая растительность – карликовая акация; кое-где попадается карликовая береза. Других деревьев на этой высоте нет. Если посмотреть в сторону, откуда мы пришли, можно увидеть, по словам Предводителя, границу с Монголией.
Во время мытья посуды мы обнаружили в речном песке маленькие красные камешки правильной формы. Оказались гранатами. Началась гранатовая лихорадка.

19 часов. Мы остановились в широкой долине, справа-слева возвышаются бурые горы, впереди – каменистая стена высотой метров сорок. Дальше сегодня не пойдем. Неподалеку гуляет лошадь со спутанными ногами... Интересно, придет ли за ней хозяин? Солнце спряталось за вершинами, от речки тянет холодом. Хочется поесть и поспать, но поесть – немножко сильнее.
Овсянка сотворила чудо!: тепло и весело. Лезем вверх по камням. Вокруг шныряют подозрительные коричневые зверьки, причем людей почти не боятся и пронзительно на всех писчат. Надеюсь, они не нападут на нас ночью, когда мы будем безмятежно спать...
А кому-то в сумерках привиделось, что по тропе, километрах в двух от нашей стоянки, вверх движутся несколько верховых. Стали готовиться к обороне. К сожалению, никто на нас так и не напал: всадники оказались всего – навсего простыми камнями.

9 августа, среда.

Идем дальше, к перевалу. Где–то справа затерялся перевал Гранатовый(вот где гранатов-то!!!). Жаль, что затерялся.
Наконец-то мы на перевале! [Хубутском] Высота –2360 м. Устраиваем перекус. Спуск, оказывается, гораздо поганее подъема. Солнце палит нещадно. Мой левый бок начинает воображать, что он – куриный окорочок. Я пытаюсь его переубедить, но, увы, слишком поздно.
Спускаемся в долину реки Ара-Хобуты. К вечеру подошли к месту слияния Ара-Хобуты с рекой Ара-Ошей. Здесь у нас будет дневка.

10 августа, четверг.

Заслуженная дневка. Спим, едим, люди пытаются ловить рыбу. Безрезультатно. Вода в реке хоть и холодная, устраиваем помывно-постирный день. Пока стираемся, в наш лагерь приходят чужаки – туристы из Иркутска. Общаемся, обмениваемся культурным опытом.

12 августа, суббота.

Сегодня сделали перевал "Моренный", высотой более 2200 метров. Едва успели спуститься, как начался дождь. К концу дня дождь усилился, пришлось встать на ночлег чуть раньше. Место мне не нравится: слишком много мха и воды. Гнилое место, гиблое. Соорудили тент для костра, поставили палатки, поужинали, пошли спать.

13 августа, воскресенье.

Насчет характеристики места – я был прав. Проснулись – идет дождь, холодно. В ногах образовалась небольшая лужица. Дождевой воды. Очень противно и не хочется вылезать из палатки. Но приходится... Влекомые голодом люди пробираются к костру. Нехватка сахара сказывается на настроении – оно оставляет желать лучшего. Целый день (у нас вынужденная дневка) я провел у костра – в тепле. Высший рок посчитал, что я слишком хорошо устроился, и прожег в одном из моих ботинок дыру. Жаль ботинок – пытался его заклеить, время покажет, успешно ли...

14 августа, понедельник.

Утром, слава Всевышнему, дождя не было. Это дало нам возможность по-человечески поесть и собраться. Над Гиблым местом ночью прошел снег, вершины гор вокруг почти белые. Еле заметный вчера ручеёк превратился во всесносящую у себя на пути горную реку. Вдоль нее-то мы и отправились. Преодолев довольно крутой спуск, мы вышли к реке Китой, вдоль которого и протопали большую часть времени. Почти перед обедом мы вышли на хорошо наезженную(!) дорогу, местами затопленную поднявшейся водой.
И вновь вперед, да по болотам! Как ни старался я не замочить ноги – все тщетно. Ищем какой-то, блин, водопад, пропустили райское место для стоянки – ровную площадку на берегу реки, покрытую желтенькой травкой. Не буду вспоминать все те носившие яркую экспрессивную окраску идиоматические выражения на трех знакомых мне языках, коими был охарактеризован Предводитель. На тропинке заметили следы каких - то парнокопытных животных. Следы не маленькие, похожи на кабаньи. Предводителя эта находка не впечатлила: запас сала, видимо, еще не истощен. Дабы не потерять самого дорогого – любви к жизни, подбадривали друг друга анекдотами:
Программист ушел в ванную совершить омовение, ушел – и с концами. Жена, видите ли, волнуется. Наконец, решившись, входит к мужу и видит: сидит он, несчастный, в ванной, весь в пене, в руках – тюбик шампуня, на тюбике - надпись: "Выдавить небольшое кол-во средства, нанести на голову, помассировать волосы до появления пены, повторить операцию"...еще: лозунг Урюпинского сталелитейного завода: "Наша сила - в плавках, и мы её покажем!"

15 августа, вторник.

Сегодня хотели переправиться через реку Ора-Ошей(мы сделали небольшой крюк и вернулись на старый маршрут). На противоположном берегу обнаружились люди, при более детальном рассмотрении оказались нижегородцами, выпускниками ИНЯЗ"а. Кто-то ласково назвал их "аксакалами". После первого контакта выяснилось, что они приехали сюда "погулять". С их помощью натянули веревку через реку; переправляться же будем, по-видимому, только завтра...ночью фотографировал полную луну: посмотрим, что получится.

16 августа, среда.

Переправу таки устроили. Испытали сначала на рюкзаках, потом на некоторых членах нашей компании. Испытания прошли успешно, все идут вброд за исключением тех, чей рост принижает 160 см. Идем дальше с "аксакалами", дорога лежит через болота, естественно, то вверх, то вниз. На ночевку остановились непривычно рано – в семь с чем-то. Я решил испытать свои лазательные скиллы и заполз на один из близлежащих холмов. Вид с него-никакой, зато много ягод. Наевшись(точнее, объевшись)спустился вниз. Посушил носки, поболтал с народом, пошел спать.

17 августа, четверг.

Сегодняшний день ознаменован подходом к перевалу Ложному и отходом от него на исходную позицию. А началось все так: утром Предводитель решил срезать  пойти по "конской тропе", идущей почти по вершинам гор. Абсолютно не задаваясь вопросом, как четвероногие твари вообще могут там продраться сквозь заросли и обрывы, он погнал нас вперед... После сытного обеда сил идти не было совсем, поэтому единственным способом заставить себя подниматься к перевалу было вообразить, что я – бездушный робот с микропроцессором фирмы "intel" и с питанием от микрореактора, находящегося в специальном контейнере за спиной, коему была дана команда "вперед и вверх". Все шло хорошо, перевал уже был виден, как вдруг до края моего уха донеслось провокаторское "не тот". Сначала (и вполне естественно) я посчитал это чьей-то дурацкой и неумной шуткой, но когда сам Предводитель подтвердил, что, мол, ошибочка вышла, не та закорючка на карте попалась, все сомнения и надежды развеялись. Чтож, всю вторую половину дня мы шли в обратном направлении, и заночевали почти в том же самом месте, что и вчера.

18 августа, пятница.

Ранний подъем. Завтрак кашей. Лежащая вдоль ручья, хорошо набитая лошадиная тропа. Почти незаметно взобрались на перевал "Обзорный", перекусили халвой, полюбовались видами – и в путь. А путь теперь лежит на перевал "Шумак"...Продравшись через настоящую древлепущу, вышли во вполне обжитый район. Впервые за весь поход увидели чудо советской техники – настоящий вертолет, в воздухе, конечно.

Wow! Перед нами "5-ти звездный отель" - деревянное сооружение типа большой бани с предбанником для приблудившихся туристов вроде нас. Решено на ночлег остаться здесь. Уж не знаю, что было в проекте у людей, которые выдали деньги на строительство, но получилось..уже написал. Хотя спать можно...Вечером к нам прилетел вертолет, все тот же, что мы видели. Привез каких-то людей, люди, после высадки, растворились в окрестных зарослях...Нам, между прочим, предложили перелететь на вертолете через гору. Всего за 900 р. с человека. Мы-гордые и сильные, мы-отказались.

19 августа, суббота.

А народу-то кругом! Местный курорт, блин! Горячие минеральные источники с каким-то там газом привлекают сюда огромное количество страждущих из числа туристов и простых смертных. Источники представляют собой следующее: дырка у подножия небольшого холмика, оттуда течет ручеёк. Сантиметрах в 30 от дырки вырыта небольшая ямка, там целебная вода скапливается, и отсюда её можно пить. Дальше проложены деревянные желобки, по ним вода стекает в (как бы его назвать?) небольшой каменный резервуар, куда, видимо, можно залезть целиком. Рядом с каждым иточником (а их-десятки) навалены, привешены, прислонены груды всякой ерунды: исцелившиеся оставляют вместе со всеми своими болезнями. Особое внимание нашей группой было уделено двум источникам, с надписями "от мужских" и "от женских капризов" соответственно. При этом группа разделилась по половому признаку. Ручеек с надписью "от мужских капризов" был украшен десятками вырезанных из дерева, выточенных из камня, украшенных цветными ленточками и бусинками мужских половых, извините, органов. Чем были убраны "женские капризы"-не помню. Сегодня же штурмуем наш последний перевал - Шумак. Подход уже занял 6 часов. По пути встретили много представителей регионов нашей огромной страны. Ползем вверх – 1,5 часа. Наконец-то! Высота – где-то 2750 метров. Это очень высоко, по крайней мере, здесь. Вокруг видны окутанные коричневатыми облаками горные вершины. Впечатления неописуемые, мы –на вершине Мира! Однако уже довольно поздно, и надо спускаться с уходящих в небеса вершин на грешную землю. Спуск занял больше двух часов, под дождем. Встали только в одиннадцать вечера, в темноте поставили палатки и сготовили еду, предварительно порыскав вокруг в поисках дров.

20 августа, воскресенье.

Сегодняшний день может быть последним в горах, "мы спускаемся вниз, с покоренных вершин". Всю вторую половину похода погода нам подпортила: чуть что идет дождь, довольно прохладно, да еще сахарное голодание..Когда я лез на Шумак, то единственной силой, которая толкала меня вперед, была мечта о сгущенке. О целой банке, вареной, густой, с коричневатым цветом и неповторимым запахом. Другие люди, как признались после, тоже мечтали о чем-то своем, но обязательно о съедобном и вкусном. Поэтому теперь, когда в далеке едва-едва забрезжил свет...нет, отблеск надежды на МАГАЗИН, у всех вдруг разом проснулись дремавшие доселе неизвестно где могучие первобытные жизненные силы, и мы, обретя их, рванули в направлении цивилизации, к концу дня оставив позади 30 км. Правда, пришлось заплатить за это своими ногами: у многих (у меня, например) вспухли мозоли, и ходьба стала настоящей пыткой. К счастью, идти больше никуда не придется – мы в Ниловой Пустыни, на месте нашей первой стоянки! Оказывается, торопились зря: автобус ушел полчаса назад, а магазин – увы! – слишком далеко для стоптанных ног...

21 августа, понедельник.

Проснулся часов в десять, но из принципа решил не вылезать до еды. Однако Предводитель навел шухер насчет автобуса (сегодня есть шанс уехать в Слюдянку) и принципами пришлось поступиться...Едва успел поесть, как начался ливень. Пока добирался до автобусной остановки, промок до нитки. К тому времени, как автобус тронулся, дождь перестал и из-за туч выглянуло солнце...Так своеобразно горы прощались с непутевыми туристами... В Слюдянке придется просидеть до завтра. К счастью, сидеть будем в комнате ожидания, с телевизором и бесплатным туалетом.
Жители прибайкальского городка Слюдянка еще долго будут помнить орду одичавших и голодных туристов, спустившихся с гор чтобы ПОЕСТЬ и сесть на поезд. Немного статистики: неподалеку от станции располагался магазин, где продавалась еда, причем много и самая разнообразная (у нас не везде столько найдешь). К вечеру из всей еды остались только мороженые полуфабрикаты: возможности развести костер в городе, увы, не было. Ночью ходил на набережную Байкала. Шум прибоя где-то внизу, теплый ветерок, огромная кроваво-красная луна, пакетик с халвой в кармане. Городок спит, но не спят наши. То тут, то там выплывают из тумана темные фигурки, по одиночке или парами по двое, по трое и по четверо.

22 августа, вторник.

Проснулся я часов в семь, тут же вспомнил, где нахожусь, схватил фотоаппарат и побежал на набережную снимать рассвет. После трех кадров кончилась последняя катушка пленки. Вернувшись на вокзал увидел мента. Оказывается, в мое отсутствие нагрянули мусора и потребовали документы. Удовлетворившись, пошли в сортир, а там Антон нож свой от колбасы отмывает... Понятное дело, никаких документов на "оружие" не было и их (Антона с ножом) забрали. Правда, минут через десять он вернулся. Нож ему испортили: отломали кончик, дабы подходил под установленные размеры...
Потом бродили по городу. Цены такие же, как и в Нижнем. Маршрут у всех членов нашей группы – один и тот же: вокзал – набережная – рынок – вокзал... в 13.26 сели на поезд до Иркутска. Байкал нас провожал туманом...Я успел искупаться, вода показалась гораздо теплее, чем две недели назад. Наверное, после горных речек... В Иркутске сели на поезд до Кирова.

23 августа, среда.

Едем в поезде. Завтраком и не пахнет – пришлось питаться китайской вермишелью... Очень хочется есть! Постоянно вспоминается саянская голубика... А хлеба нет.
Хлеб купили через два часа. К тому же соседка по купе подарила нам полбуханки ржаного. А еще она нам предложила пакет помидоров. Думаю, мы поступили правильно, дождавшись, когда она сойдет. А то мы бы не только напугали простую жительницу Иркутска, но еще и опозорили бы наш город, уничтожив 2 кг пищи за несколько секунд.
Веселит меня мужик напротив. Пришел он рано утром и уснул, зачем–то закрыв лицо полотенцем. Когда проснулся, ушел куда-то на полчаса, а вернувшись, притащил с собой 2х-литровую бутылку "Фанты"... Вот уже три часа с лишним прошло, а он так и сидит. Не ел ничего, только выпил пару стаканов своего божественного зелья. А лицом – вылитый зек. На руках – татуировки. Этот вонючий сахандаля меня в гроб загонит (мы повстречали это благоухающее растение в горах, и решили взять с собой в качестве "сувенира". Чтобы сох, разложил я его на верхней полке. В скором времени аромат растения заполнил весь вагон; пассажиры заволновались...)
В Новосибирске опять отцепляли наш вагон, хотя на этот раз он был последним. Это рок!

24 августа, четверг.

На обед давали какую-то адскую смесь из картофельного пюре, консервированного горошка, кильки, шпика, помидорины, половинки огурца, хлеба, сахара и двух пряников. Плюс две чашки чая. Как и следовало ожидать, такая еда свалила меня ничком на полку, где, собственно, сейчас и нахожусь.

На этом дневник заканчивается. Дело в том, что после длительного голодания желудок не выдержал объемов поступаемой пищи, и сломался. А вместе с ним и я... Но, в целом, впечатления от похода- замечательные. Так что всем советую...

Иван Белов

Вход

Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты