Robinson Active Travel

Походы  |  Приполярный Урал-2002

1.08

С самого утра мы с Витьком побежали на овощную базу номер 5 за сухарями. Вообще-то, мы там уже побывали вчера, но унести удалось только 36 килограммов. Поэтому пришлось идти еще раз. Сухари, похоже, стали самым дефицитным товаром в городе. Мы обошли пять хлебных магазинов, штуки три ларька, гипермаркет "21 век", какой-то рынок и почти всю овощную базу номер 5, прежде чем нашли их. Такое ощущение, что нижегородцы и гости нашего славного города все разом переключились на сухариную диету. Может быть, это новый способ похудеть? Впрочем, не утверждаю. В конце концов, редко находятся люди, которым нужно разом купить 50 кг данного товара. Но – находятся. Мы, например.

С коробками под мышкой мы отправились на кафедру валеологии НГЛУ, где уже подходили к концу двухнедельные сборы. Тут и там валялись мотявки, консервы, бумажки, праздношатающиеся посетители и другие признаки скорого отъезда. И ни одного пакета. Хоть бейся головой об запертую на замок сортирную дверь. Последовав совету ВВШ (одного из преподавателей кафедры), я стащил у кого-то явно лишний и, следовательно, ненужный ему пакет с ручками и сложил в него свою долю продуктов. Ура! Наконец-то рюкзак собран. Теперь его можно взвесить и обоснованно посетовать на тяжелую (причем в прямом смысле) жизнь.

Ко всеобщей радости, Предводитель (Анатолий Иванович, или сокращенно АИ) договорился с водителем инязовской "Газельки", и наши рюкзаки (21 штука) поехали на вокзал с относительным комфортом. А с ними – трое сопровождающих, я, разумеется, в их числе.
Когда приехали на Московский, до поезда оставался еще час с небольшим, и мы с Витьком отправились на близлежащий рынок за мылом, зубной пастой, тапками (мне – в качестве сменной обуви), слайдовой пленкой, а заодно за огурцами и помидорами. Слайда нормального в наличии не оказалось, продавался только просроченный на месяц, причем за такую цену, что я решил обойтись негативами. На барахолке нас, всего-навсего хотевших купить тридцатирублёвые тапки, чуть не украли представители южных регионов России. Они бесстыдно воспользовались нашей доверчивостью и, обещая показать тапки за 40 рублей, увели нас в какой-то темный уголок рынка и стали предлагать какое-то убожище из кожзама "всего за 400 р." Еле-еле от них смылись. Чуть не опоздали на поезд. Шампунь и мыло не купили.

В Кирове (он же – Вятка, он же – Хлынов) затарились пивом и сухариками. В "мафию" не играли. Аленка и Настя пели (правда, без аккомпанемента – гитару, последовав советам, не взяли. Впрочем, аккомпанемент был бы лишним). Под их пение я заснул.

2.08

Проснулся от чувства голода. На завтрак выдали по пакетику китайской вермишели, ¼ банке "Сардин" (на самом деле, назывались они почему-то "Сардинеллы" - видимо, по анологии со словом "Сальмонелла"), по ложке зеленого горошка и куску черного хлеба. Потом, через некоторое время, был обед, состоявший из картофельного пюре с консервированной кукурузой и горошком. А еще с "Сардинеллой", хлебом и кетчупом... Что-то я стал о еде слишком много думать. Нездоровые стремления. Ну, значит, пообедали, поужинали и приехали в город Инту (что в 200 км от Воркуты). Причем с двадцатиминутным опозданием.

3.08

Ночь. Едем на "Урале - Вахта". Машина – зверь: преодолевает канавы не по мосткам, а рядом. Получилось все вчера просто классно: едва успели сойти с поезда, как к нам подбежал какой-то мужик и стал втирать, что нас ждет машина, чтобы везти в горы. Мы, мягко сказать, удивились проявлению такого внимания со стороны местных жителей. Наше удивление прошло, когда мы узнали, что на самом деле мужик ошибся и принял нас не за тех. Впрочем, поскольку "те" почему-то не приехали, было решено нашу группу все же подвезти... Сидеть спиной по ходу машины неудобно: сильно укачивает. Машина едет по самой что ни на есть образцовой российской дороге со скоростью 15 км/час. Наша цель – рудник "Желанный".

Наступило утро. 9 часов. Наконец-то приехали! Всю ночь нас так трясло и швыряло, что оказавшись на тверди земной я с трудом мог поверить в окончание мук. "Желанный" и в самом деле оказался желанным. Вершины гор – в снегу. Говорят, в июне-июле здесь было довольно холодно – градусов 5-6 (выше ноля, естественно). Оно и видно. Комаров и мошки нет совсем. Ягоды – все еще зеленые. Нужно спрятать бутылку водки, которую на обратном пути обменяю шахтерам на горный хрусталь.

Позавтракали. Предводитель предложил перевалить через горный хребет и выйти на маршрут, после чего можно будет поставить палатки и отдохнуть. Путь займет часа два, не больше.
Стали взбираться в гору. Идется вроде бы неплохо. Рюкзак по весу нормальный, настроение - оптимистичное. Впереди и вверху виднеется какой-то объект странной формы – похож на пивную "буренку". Начинается снежник. Под ногами журчат многочисленные ручейки. Пошел дождик, вокруг сгустился туман. На самом деле, это не туман, а облако. Идем сквозь него. Ну и мерзкое же ощущение! А когда маленький был, воображал, что, мол, облако – оно пушистое и теплое, вроде ваты. Эх, не знал я тогда жестокой реальности, пребывал в счастливом неведении... Дорога идет все вверх и вверх. Впереди завиднелся гребень горы. Неужели наконец-то дошли? Увы, нет. За нашим гребнем, чуть поодаль, впереди, возвышается еще один, укутанный в серый саван облаков. Горы без снега – ненастоящие. У нас же снега – хоть отбавляй.

Добравшись до очередного плато, мы увидели несколько избушек на полозьях, типа тех, в которых живут строители, какие-то разбитые ящики посреди курума ("курум" - слово из какого-то тюркского языка - означает "черный камень"), ржавые обломки каких-то механизмов. Избушка на полозьях, оказывается, называется "Балок" (ударение на 2й слог). В одном из таких балков мы устроили небольшой перекус, он же – обед. Совсем забыл сказать: я сегодня дежурный. Вместе с Настей. С Предводителем развели костер – в каком-то металлическом ящике, чтобы не задувал ветер. Попитались китайской вермишелью, сухарями (теми самыми, которых взяли 50 кг), огурцом и остатками все той же сардинеллы.

Идем дальше. Время – около 16 часов. Народ начинает беспокоиться: идти собирались максимум до 15.00. Наконец-то достигли гребня горы! Вокруг – дождь, туман, снег и ветер. Справа и слева валяются останки какой-то геологической техники: трактор-бульдозер без гусениц, железные шестерни, палки и трубы. Большая свалка на горе... Открываюшийся с противоположной стороны хребта вид задушил последнюю надежду на скорый отдых: вместо нужной нам речки, там виднеется рудник "Желанный", откуда мы и начали путь. Хотя, признаться, панорама завораживает: кругом туман, и только где-то далеко внизу, посреди сырой серости или серой сырости, виднеются большие сине-зеленые озера...
Идем направо – искать нужный спуск. Народ начинает вполголоса роптать. Холодно, ноги все насквозь промокли. Выяснилось, что кто-то забыл на обеде удочку. Обратно не пойдем, только вперед и вверх. Дорога покрыта слоем талого снега. Еще один балок. Предводитель скомандовал привал, а мы с ним пошли на разведку. Скоро меня оставили "сторожить направление" - когда он крикнет, я должен буду ему ответить - а сам пошел дальше. Сыро и холодно. Холодно и ветрено. Предводителя все нет и нет. Я подумал (или почувствовал) , как замерзаю. От этой мысли стало тепло. Прямо как у Некрасова. Наконец-то услышал окрик, стал орать в ответ. Вот и он: дорога нашлась, идем вниз, по куруму.

Курум - настоящее испытание для новичков. Нужно прыгать с камня на камень, опираясь на альпеншток или на руки для страховки. Это несложно, но с виду довольно опасно. Нужна ловкость и решительность. Некоторым из нашей группы было действительно тяжело преодолевать черные камни. Пробирались по ним чуть ли не до темна. Лена упала и разбила нос. Слава Создателю, не сильно. Внизу появился спуск – достаточно крутой склон, покрытый мелким камнем, ручеёк, текущий вниз, в долину. Где-то это всё уже было. В другой жизни? Хотя нет, на Шумаке, когда мы бежали вниз с перевала, чтобы успеть до темноты поставить палатку и развести костер... В этот раз до костра дело не дошло. В 22 часа с чем-то мы (Аленка, Настя, Витек и я) не без труда поставили палатку. Да, неплохое начало. Для сугреву нам дали по ложке спирта. Слили его в одну кружку и пустили по кругу, не разбавляя. Действительно, хорошее начало! Ночью подо мной, разумеется, оказался камень. Я постоянно скатывался на Настю. Ветер задувал под тент. Я замерз. Грелся об ту же Настю. К сожалению, одновременно можно было греть только одну сторону себя. Другая же в это время остывала.

4.08

Проснулся в семь утра от холода. Потом заснул. Потом опять проснулся. В 10.00 АИ объявил подъем. Никто не пожелал вылезать из теплых и уютных спальников на мокрый и холодный дождь. Костра не было из-за отсутствия дров. Нужно идти вниз, к лесу. Наконец-то Витек решился, натянул свои ледяные носки и ботинки и вылез на свет божий. Остальные с кряхтением последовали его примеру. АИ уже ушел, остальные сворачивали палатки.
Сегодня далеко не пойдем: нужно немного отдохнуть от вчерашнего. Так что метров через семьсот, у самой реки, будем снова возводить наши синтетические домики. До завтрашнего утра нашими соседями по лагерю будут местные рыбаки-браконьеры. Они живут в двух старых домиках-палатках, прежде принадлежавших геологам. Чего и говорить, не очень приятное соседство... Весь день они где-то пропадали, и лишь к вечеру из железных труб их жилищ потянулся белесыми струйками дым. Впрочем, я забегаю вперед.

Ну а пока мы завтракаем овсянкой, как истинные джентльмены (и, если хотите, леди). Признаюсь, вместе с кашей исчезают и все мои благородные начала: в итоге беру добавку. А потом еще одну. После этого, посушив носки и "помыв" мхом посуду, залезли с Витьком в палатку, где, собственно, в настоящее время и находимся. Я пишу эти строки, а Витек мирно сопит в спальнике. Наверное, спит. Хотя может и притворяться. Сейчас проверим... нет, и в самом деле спит. То есть, спал. Скоро будет обед (он же ужин). Ждем-с.

Лирическое отступление.
В палатке нас четверо: Витек, Аленка, Настя и я. Убираемся едва-едва, хотя палатка рассчитана на трех человек (это значит, что в действительности в нее должно уместиться никак не меньше полудюжины. Однако, палатка производства не нашего, а немецко-китайского: хитрые буржуины экономят на материале). Мы с Витьком возлегаем по краям, девчонки – посередине. Ощущение такое, что знаем друг друга уже давным-давно, хотя на самом деле познакомились по-настоящему только пару дней назад. Обе великолепно поют. Жаль, что не взяли гитару. Ладно, иду спать.

Обед-ужин готов. АИ кричит, что выливает пищу на раз-два-три. Придется вылезать из спальника. А я так пригрелся...
Супа навалили опять с добавкой. Нет, я, конечно, не против, но вот желудок мой может возмутиться. Поевши, пошли всем скопом искать золотой корень. И что самое странное – нашли! Заварили его с багульником и остатками чая. Часов до двенадцати сидели у костра, играли во всевозможные ненапрягательномозговые игры, типа отгадывания песни. Девчонки пели (опять не удержусь от восхищения). Потом я замерз и пошел спать. Остальные тоже.

Помимо всего, сегодняшний вечер ознаменовался сожжением двух носков и одной перчатки. Кусочек носка попал прямо в котелок с чаем. "Наваристей будет", - сказал Костя, хозяин одного из погибших в огненной стихии носков, отправляя в пекло второй – целый. (Потом оказалось, что в костре сгорел вовсе не его носок, а чужой. Вот так Костя собственноручно и добровольно избавил себя от целого, безъединодырочного и, должно быть, почти чистого носка).

Часть вторая

5 августа

На самом деле я (по моему собственному мнению) не отличаюсь какой-то особой склонностью к саможалению или саможалости, скорее, наоборот; однако мой врожденный эгоизм до сих пор не позволяет мне забыть, что той ночью я замерз.

Сейчас утро, время на моих пока еще целых часах "Casio" - 8.28. АИ объявил пятиминутную готовность к приему пищи. Я ему не верю – не может еда у наших дежурных так быстро поспеть! Хотя (как это ни прискорбно) рано или поздно наружу выходить все равно придется. Аленка лазит по палатке в поисках своих носков. Носки, само собой разумеется, оказываются подо мной. Хоть я и спал в другом конце палатки. Витек предлагает показать ему добрый пример и вылезти, что слегка противоречит моим собственным взглядам на жизнь. Тем временем АИ заводит лагерное радио – программу "Подъем" или "Доброе утро, турист". Делать нечего, придется изобразить на деформировавшемся за ночь лице радость встречи с очередным дождливым утром.

Хороша кашка, да мал желудок! Едва я помыл посуду (редко, но такое случается), как пошел дождь. Точнее, продолжил идти после непродолжительного перерыва. Мы спрятались в палатке. Наша нега была грубо прервана чьим - то хриплым от безумия криком: "Олень!!!"

Минут пять мы раздумывали, достоин ли сей редкий представитель местной экзотической фауны нашего внимания. Наконец, под воздействием доносившихся снаружи стонов изумления и ахов восхищения мы решили, что все-таки достоин, и вчетвером, одновременно, чуть не порвав палаточный выполз, рванулись под моросящий дождик – посмотреть. И действительно, метрах в тридцати от нашего лагеря стоял с тупым видом и мотал головой какой-то недокормленный олененок, ростом чуть побольше Альфреда, фокстерьера наших соседей по даче. Насладившись зрелищем, мы вернулись в палатку и еще минут десять повалялись на мокрых спальниках (в наше отсутствие коварный дождь проник внутрь и совершил диверсию), пока не поступил приказ собираться. Да, чуть не забыл! Вчера вечером АИ выторговал у рыбаков за бутылку водки 21 хариуса (рыба такая). По-моему, обмен неравноценный. Мы бы и сами наловили.

Выходим на прошлогодний маршрут: вдоль безымянной реки до озер, а дальше - по той же реке до перевала Олений.
Речку пришлось переходить вброд; я пытался сохранить ботинки сухими – снял их и пошел в одних носках. Увы, это не помогло: двадцать минут ходьбы по мокрому мху – и моя обувь хлюпала не хуже, чем у других. Кое-кто испытал прелесть омовения в ледяной воде.
На границе леса (там же, где и в прошлом году) каждый взял по вязанке дров: по словам А.И. наверху с горючим материалом проблематично, кроме карликовой березки ничего не растет, а она не горит (Ещё как горит! Прим бывалого).
К обеду добрались аж до самых озер. Это Достижение с большой буквы. Дорога шла все время в гору, причем ступенями. Поднимаешься на очередную ступень (за ней-то снизу ничего, кроме неба, не видно) и думаешь: "Ну, наконец-то, последняя!"... Минута предельного напряжения сил, появление тридцать пятого дыхания, удивленные голоса за спиной("Откуда такая прыть взялась??") и... впереди возвышается точь-в-точь такая же горка, только слегка повыше. Зато когда подъем все-таки заканчивается, чувствуешь себя героем-освободителем-Галактики-после-финального-поединка. Тем временем белесые облака делают бартер: поглотив вершины, они щедро возвращают долг дождем. Похоже, им нравится лететь за нами. А мы, пообедав, идем дальше.
Как известно, А.И. легких путей не ищет. Мы, следовательно, тоже. Мы презрительно смеемся над встречной группой туристов, решивших обойти озеро по берегу. Мы знаем: там пути нет. Вот увидим, кто будет через минуту крутить пальцем у виска! Пусть издеваются – когда они через минуту завязнут по уши в грязи, им будет не до смеха! Как? Прошли? А почему мы в прошлом году чуть не остались там навсегда? Ну и что, зато мы в инязе учимся!

Один только АИ знает (все остальные со счета сбились после двадцать седьмого...или двадцать девятого, не помню точно), сколько раз нам пришлось переходить через броды, где перепрыгивая с камня на камень, а где шлепая прямо по воде, предварительно закатав штаны до самого подбородка. Вода под ногами – это еще терпимо, но когда вас поливают такой же ледяной водой с неба – это уже черезчур. В результате все вымокли до нитки.
Как и следовало ожидать, я заболел. Но до этого мы – подразделение "Росомаха" (те обитатели палатки №8) – совершили восхождение к водопадику на склоне горы. Там у меня закончилась первая пленка.

Домой вернулся охваченный адским пламенем. Залез умирать в спальник.

Лирическое отступление.

Как все-таки замечательно быть больным! Немного актерского мастерства и легкое недомогание превращается в смертельно опасный недуг. Взволнованные за судьбу больного палаткочадцы приносят ужин прямо в постель, а А.И. выдает двойную дозу спирта на лечение. Все начинают не на шутку беспокоиться о самочувствии несчастного и советовать всевозможные снадобья для облегчения его участи... А.И. настолько озабочен состоянием умирающего, что повторно выдает двойную порцию спирта после того, как Настя усаживается на чашку с первой. (На обе чашки. Прим. Настя)

На этот раз спирт  все же решили прямо так не пить, а как истинные джентльмены добавить его в горячий чай. Получилось отнюдь неплохо (это вам не "Девяткой" в сквере на Минина забавляться!). Правда, почти не зацепило. Виной всему, по-видимому, стал слишком здоровый горный воздух. А потом! Потом нам с Витьком делали массаж (Аленка с Настей), причем с вокальным сопровождением. Все же несказанно повезло нам с девчонками!
***

6 августа

Встали, поели, поперлись вперед да по болотам. Не знаю, как другие, а мы с Витьком стосковались по умственной работе и поэтому решили заняться творчеством. А поскольку мы все время шли по грязи, было решено заняться поэзией. В качестве примера результата нашей взаимной напряженной умственной деятельности можно привести следующее (навеянное программой "Вечер трудного дня"):

"...Четыре тру-упа возле "Volvo"
Пойдут в вечерний репортаж..."

Или вот это (по житейским мотивам):

"Вчера Степан нажрался пья-аный
И весь ковер нам облевал.
А после до-олго матюга-ался,
Что рубль опять в цене упал."

На этом записи Jonny временно прекращаются, и обязанности хрониста принимает на себя Аленка.

Ленивое утро.
Как обычно, ленивый подъем. Жара в 4 градуса. Умываться лень. А уж тем более собираться!!!
Вяло позавтракали. Начался дождь. Все попрятались. Рассказывали анекдоты про баню и про собаку-барабаку.
Ванька уверенно заявил, что есть шанс на дневку. Но АИ пока молчал...хотя трудно назвать молчанием два часа неустанного пения. В какой - то момент он вдруг решил всех построить и погнать в путь, но, едва высунув нос на улицу и тут же почувствовав на нем капли дождя, тут же объявил отбой.

Лично моему счастью не было границ.
Тем не менее, А.И. – хитрюга все ж -таки поднял всех через час.
Ну, собрались, ну, оделись, ну, пошли.
Болота, болота, болота.
Все хлюпает, хрюкает, чмокает; остановки через каждые 10 минут. Тем не менее, девчонки радуются, полагая, что эти топкие всезасасывающие грязи помогут им избавиться от лишнего веса.

А.И., кажется, никуда не торопится. Как только начинается маленький дождик, отдает приказ разворачивать тент. Впрочем, под тентом сухо и тепло. Вот мы и сидели под ним, жевали сухой обед и горланили песни – Настя, А.И. и я.
Незаметно дошли до стоянки. Пытались насобирать сухих карликовых березок на костер. Опять пошел дождь. Бедные дежурные – Юля, Лена, Костик и АИ! Они готовили обед целых два часа, и в итоге сварили всего один котолок гречки с запахом тушенки. Всем добавки хотелось – а нетушки! Ванька сжег носок. В этот вечер наша палатка как-то необычно быстро отрубилась.

Продолжение следует...

Вход

Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайтеКонтакты