На главную
Luk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоСтуденческий форум

**

Новости

События  |  Диалектика Надежды

Диалектика Надежды

«Диалектика надежды» — девиз 1-й Московской биеннале современного искусства, которая открылась в январе 2005 года. Сфокусировав своё внимание на ключевом для жизни общества и каждого отдельного человека понятии «надежды», биеннале оправдала давние надежды всего российского художественного сообщества, превратив Москву в полноправный центр мировой жизни современного искусства. Международные кураторы биеннале (И. Бакштейн, Д. Бирнбаум, Я. Бубнова, Н. Буррио, Р. Мартинес, Х. Обрист) пригласили в Москву 25 молодых художников из 18 стран мира. Российская художественная общественность организовала специальную выставочную программу, представив более чем в 60 экспозициях многогранную картину развития отечественного искусства в конце ХХ — начале XXI века.

На выставке в Арсенале нижегородские зрители увидят лишь некоторые произведения из огромной экспозиции «Диалектика надежды», развёрнутой в здании бывшего музея В. И. Ленина. Надежды ориентированны в будущее, но прошлое неизменно присутствует в настоящем. Поэтому старые стены ленинского музея или нижегородского Арсенала, становясь местом встречи настоящего и будущего, напоминают художникам и зрителям о прошлом. В работах семи приглашённых в наш город авторов раскрывается широкий спектр тем и сюжетов, которые волнуют художников в начале нового века.

Видео шведской художницы Йоханы Биллинг «Проект для революции» (2000)- римейк одной из сцен культового фильма конца 60-х «Забриски пойнт» Микеланджело Антониони. Так же как герои студенческих беспорядков Антониони, молодые люди Биллинг готовятся к митингу. Правда, листы бумаги с текстами политических памфлетов оказываются чистыми. И хотя каждый студент — нонконформист, готовый к бунту, их не связывает вместе единство цели. Потому в результате ничего не происходит. Без ностальгии и морализаторства автор обращает внимание на то, что общим для поколения 2000-х, в отличие от бунтарских 60-х, являются не убеждения, а утрата веры в ритуалы коллективного строительства. Биллинг проницательно рисует портрет поколения скептиков, которое слишком расчетливо и прагматично, чтобы верить. В работах молодого автора из Швеции подспудно ставятся важные вопросы о том, кто «мы», можем ли мы по-прежнему считать себя частью коллектива? Именно благодаря аллюзиям в адрес фильма Антониони, мы понимаем, что время революций, а вместе с ним утопий прошло. Новое поколение, выбирая скепсис, без иллюзий смотрит в своё будущее.

О судьбе поколения «новых интеллектуалов» размышляет китайский художник Янг Фудонг. Персонажи его черно-белого фильма «Семь мудрецов в бамбуковой роще» - древние философы, персонифицированные в образы прекрасных молодых людей — жителей современного мегаполиса. История взаимоотношений героев фильма рассказана каждым из них по-своему, она отражается в субъективном восприятии, окрашенном сексуальными переживаниями. Сюжет фильма развивается в контексте гендерной драматургии. Для героев фильма Фудонга современность существует в контексте истории, в контексте прошлого, которое является основой утопии аутентичной жизни. Живописец по специальности, Фудонг стал автором полнометражных фильмов, где отточил свой самобытный и очень современный стиль, содержащий аллюзии на китайские кинофильмы 1930-х и 1940-х годов.

Для молодого поколения современных художников, обращающихся в своём искусстве к памяти и истории, события прошлого важны не сами по себе, а как часть всеобщего настоящего, побуждающего нас задавать вопросы о будущем. Так вьетнамский художник Джун Нгуен-Хацушиба интерпретирует воспоминания о событиях 1968 года в многоуровневом контексте символов и метафор. Основанный на виртуозных подводных съёмках фильм «Счастливого нового года: Мемориальный проект «Вьетнам II» посвящён беглецам из социалистического Вьетнама, погибшим в засаде, устроенной войсками в начале 1968 лунного года. Герои подводного перформанса Джуна Нгуена-Хацушиба так глубоко погружаются в океан, что им удаётся пережить ощущение невесомости, какое только возможно на земле. Поэтому процесс создания фильмов художник считает столь же важным, как и конечный результат. В работе вьетнамского автора парадоксально сочетается завораживающая красота и ностальгия по неосуществлённой мечте.

В «Корзине памяти» британского художника Джереми Деллера — лауреата премии Тёрнера 2004 — отражаются, как сказал директор галереи Тейт Никола Сирота, «крутые политические перемены нашего времени». Действие фильма строится вокруг путешествия по Техасу, начиная с осады резиденции религиозной секты «Колено Давидово» в Уэйко и заканчивая родным городом Джорджа Буша — Кроуфордом. Деллер бродит по городу и общается с местными жителями, посещает разные заведения, в том числе любимую закусочную президента Буша возле его ранчо. Он дает свободно говорить людям, которых встречает на своем пути; при этом, не скрывая свою точку зрения, но и не ввязываясь в полемику. Результат — умная, человечная, проницательная работа, которая ненавязчиво оппонирует идеологическим штампам, предлагая вместо них принцип собственной вовлеченности, понимание и субъективность. Потрясающе выглядят финальные кадры фильма, запечатлевшие три миллиона летучих мышей, вылетающих из пещеры.

Если Джереми Деллер на протяжении нескольких лет постоянно носил с собой камеру и вел дневниковую документацию различных событий, то немецкий художник Клеменс фон Ведемейер инсценирует стилистику документальной хроники, на самом деле снимая фильм при помощи кинокамеры, скользящей по специально проложенным рельсам. В фильме «Отъезд», повествующем о бюрократических трудностях получения германской визы, автор раскрыл одно из глубоких противоречий современного глобального мира: мир становится всё более глобальным, а людям всё труднее становится пересекать границы. Тема границы интересует Ведемейера и в художественном контексте: границу кино нельзя перейти, её можно только обозначить.

Граница изображения имеет принципиальное значение и для работ художницы из Нигерии Фатимы Туггар. Эстетика дигитального фотомонтажа основной лейтмотив её работ, где встречаются потоки образов, возникающих в Африке, Европе и Америке. Новые технологии она рассматривает как средство нового реализма и способ усовершенствования представлений о мире. В своем искусстве она выражает уверенность в том, что с помощью электронных технологий можно формировать наши желания, ожидания и надежды. «Смешанная кухня» — исследование на тему о традиционных роли и месте, женщины в различных странах.

Молодой человек на мопеде, у которого вместо глушителя к выхлопной трубе присоединен горн, объезжает пуэрториканский остров Викес. Победные звуки трубы, перебивающие городской шум, оповещают о том, что остров, в результате продолжительных споров, наконец, покинула военно-морская база США. Пуэрто-риканские художники Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья не случайно дали своему видеофильму метафорическое и многозначное название «Возвращение звука». Отправной точкой творчества художников является язык, отдельные слова, фразы, их значения и коннотации служат авторам источником и катализатором идей.

Любовь Сапрыкина

 

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок