На главную
Студенческий форумAnimalJazz, 9-03-2008, Rocco::ФотоSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: Фото

**

Вузы

Информация о ВУЗе  |  История консерватории

Доисторический период

 

Еще когда не было никого - ни ректора, ни проректора, ни консерватории, был провинциальный городок Нижний, куда стекались все купцы на Ярмарку, в голове небезызвестного музыкальной истории Николая Григорьевича Рубинштейна возникла гениальная идея - продвинуть музыкальное образование из центра в провинцию. А другой небезызвестный той же истории деятель, Василий Юльевич ВИЛЛУАН, воплотил эту идею в жизнь применительно к нашему городу. С точки зрения современного обывателя (хотя, вероятно, и с точки зрения обывателя конца XIX века) приезд молодого выпускника Московской консерватории в провинциальный Нижний представляется сущим безумием. Однако именно такие одиночки, поступающие не как все, в итоге остаются в истории, пройдя свой трудный путь.

 

12 ноября 1873 года в культурной жизни Нижнего Новгорода произошло важное событие - открылись МУЗЫКАЛЬНЫЕ КЛАССЫ, первым директором которых стал В.Ю.Виллуан.

Музыкальные классы были общедоступным учебным заведением, здесь могли учиться представители всех сословий, но платно. Впрочем, вскоре появилось несколько бесплатных вакансий для "недостаточных" (малоимущих). Энтузиазм В.Ю.Виллуана трудно переоценить: ему лично приходилось решать финансовые проблемы, собирать ноты, книги, инструменты, он неоднократно жертвовал в пользу учащихся, внося за них плату за обучение. Остро стояла проблема педагогических кадров - по уставу РМО, здесь могли работать лишь преподаватели с высшим образованием, но они на периферию не стремились. Виллуану долгие годы приходилось быть единственным педагогом в классах скрипки, фортепиано, камерного ансамбля, в теоретическом и оркестровом классах... Но постепенно, по переписке, посредством личных контактов, сложился более или менее устойчивый коллектив - из музыкантов высокой квалификации: под началом В.Ю.Виллуана работали выпускники Петербургской, Московской, Рижской, Пражской, Венской консерваторий.

 

Лучшие педагоги и их талантливые ученики с успехом солировали на сценах Дворянского собрания, Коммерческого клуба, среди них - пианисты В.Исакович-Скрябина, И.Добровейн, Г.Гинзбург, пианист и композитор С.Ляпунов, братья Д.Крейн и А.Крейн и, конечно, сам В.Ю.Виллуан.

Через 25 лет после начала деятельности Классов газета "Нижегородский листок" отметила, что весь состав учительниц музыки в Мариинском и Александровском институтах, женской и мужской гимназиях, в Епархиальном училище образовался исключительно из учениц "музыкальных классов" Нижегородского отделения РМО.

 

1918 год - переломный: после роспуска ИРМО училище становится государственным учебным заведением, и оно получило собственное помещение - ему была отдана вся гостиница Ермолаева. Номера гостиницы стали классами, а ресторанный зал - концертным залом. Происходили поиски новой системы, выразившиеся в попытке объединить все три ступени: начальную, среднюю и высшую. Училище прошло все стадии реформирования, название его менялось почти каждый год: 1918 г. - Народная консерватория, 1919 г. - Государственная консерватория, в 1920 - Музыкальный университет, 1921 - музтехникум, с 1924 года - музтеатехникум (происходит слияние с театральным училищем), а с 1937 года - вновь музыкальное училище. Число учащихся выросло до 900. Училище, как единственный крупный просветительский центр, несло на себе основную задачу музыкального образования и просвещения - давались многочисленные концерты преподавателей и учащихся на всех концертных и не очень площадках города.

 

В военные годы училище не снижало "темпов роста" - в 1943 году четверо выпускников поступили в Московскую консерваторию - факт исключительный, если учитывать трудности времени и отсутствие традиций обучения выпускников училища в столицах. Достижения горьковских музыкантов сыграли не последнюю роль в решении правительства об открытии муз. вуза именно в Горьком (вместо предполагаемого ранее г.Куйбышева – нынешней Самары). Кульминацией и логическим завершением системы музыкального образования в городе на данном этапе можно считать появление в 1946 году консерватории. А для нас - это начало долгого пути родного учебного заведения.

 

Античность – как это было

Все начиналось в трудные послевоенные годы. Осенью 1946 года Нижегородская (тогда еще Горьковская) консерватория приняла своих первых студентов, а вскоре обрела и свой дом: старинное здание на ул. Пискунова, рядом с уютным садиком - излюбленным местом отдыха горожан.

Так возник первый во всем Верхневолжском регионе музыкальный вуз. Его первым директором стал известный в Горьком муз. деятель Александр Абрамович КОГАН. По приглашению А.А.Когана на работу в консерваторию приезжают профессора из Москвы и Свердловска: музыковед И.В.Способин, виолончелист А.П.Стогорский, певец Б.С.Вепринский. В число реподавателей консерватории вошли и авторитетные местные музыканты: А.А.Касьянов, Н.Н.Полуэктова, С.Л.Лазерсон, А.Л.Лазерсон, М.В.Тропинская.           

В 1950 году консерваторию возглавил Григорий Савельевич ДОМБАЕВ, пианист и музыковед, энергичный, талантливый организатор. Он старался привлечь в консерваторию лучших музыкантов из других городов. Среди них были столичные знаменитости, профессора Московской консерватории: пианисты Я.В.Флиер, Г.Р.Гинзбург, Я.И.Зак, музыковеды Д.В.Житомирский и М.С.Пекелис, тромбонист В.А.Щербинин. На долгие годы связали свою судьбу с нашей консерваторией уже тогда ярко заявившие о себе музыканты: пианисты Б.С.Маранц и И.И.Кац, скрипачи В.П.Португалов и И.А.Лесман, виолончелист А.В.Броун, композитор О.К.Эйгес.

Постепенно рядом с ними начинают работать и музыканты новых поколений, выпускники консерватории.

В 1957 году консерватория получила ангела-хранителя в лице М.И.ГЛИНКИ.

С самого начала косерватория была гордостью горьковских любителей музыки, и приобрела еще большее значение в культурной жизни города с открытием в ее стенах Концертного зала. А через несколько лет, в 1960 году, произошло событие, взволновавшее весь город: немецкая фирма "Александр Шуке" установила в Концертном зале консерватории большой орган. "Хозяйкой" его стала первая и тогда еще единственная горьковская органистка Г.И.Козлова. С этого времени среди студентов появляются и органисты.

В 60-е годы консерватория развивается "вширь и вглубь": при ней открываются аспирантура и ассистентура-стажировка.

С 1972 года более двух десятилетий конса находилась под руководством Аркадия Александровича НЕСТЕРОВА - известного нижегородского композитора, народного артиста России. В эти годы складывается сильная музыковедческая школа, все больше становится преподавателей с учеными степенями и званиями, издаются сборники научных трудов.

В 70-е годы в Концертном зале ННГК впервые в СССР прозвучали некоторые произведения Шнитке, духовная музыка Рахманинова, Чеснокова, Кастальского, авангардистские произведения западных композиторов. Эти смелые начинания создали консерватории репутацию дерзкого молодого вуза, первооткрывателя забытых и запрещенных шедевров.

 

Новое время

 

Все продолжается в трудные времена постмодерна, в XXI веке. Старинное здание на ул. Пискунова усилиями ректора, Э.Б.Фертельмейстера, наконец-то сменило привычный обшарпанный грязно-желтый экстерьер на более цивильный, трудно поддающийся описанию оттенок, к которому подходит разве что лейтцвет "Поющих в терновнике" - "пепел розы". Уютный садик им. Я.Свердлова остается излюбленным студентами местом отдыха от лекций и местом "обмывания" курсовых дней рождений и дипломов. И правильно, где еще отдыхать студентам, не в столовой же, хотя она и приобрела с недавних пор ядрено-розовый цвет стен.

           

Вместе с XX веком из консерватории "уходят" преподаватели, старейшие и уважаемые профессора - Г.Н.Козлова, Лев Константинович СИВУХИН, Гаркунов... Постепенно происходит вливание "новой крови" - приглашаются молодые, подающие надежды педагоги. Естественный и необратимый процесс, и вызывает сожаление только его неотвратимость. Сегодня Нижегородская консерватория - музыкальный центр всей поволжской провинции, чему немало способствует и избрание Нижнего центром Поволжского региона. Помимо родных, российских студентов, здесь обучаются студенты и стажеры из Китая, Кореи, США, Германии, из стран ближнего зарубежья. Регулярными стали творческие контакты с музыкантами Высшей школы искусств Фолькванг-Хохшуле из немецкого города-побратима Эссена, складываются связи с Амстердамской и Шеньянской консерваториями и университетом Париж-8. Мы, как студенты, можем констатировать со всей очевидностью только одно: студентов-китайцев в коридорах хватает, а в общежитии тем более.

 

Преподаватели и студенты консерватории выступают на разнообразных фестивалях, коференциях и конкурсах, проводимых в Нижнем и не только. Среди Нижегородских муз. проектов наиболее интересные - это международные фестивали искусств им. А.Д.Сахарова, цикл научно-художественных проектов "Искусство XX века", Фестиваль современной музыки «Картинки с выставки», фестивали "Моцартеум", "А.Тертерян в кругу друзей", дни культуры разных стран.

В 2003 году в консерватории открыт учёный совет по защите дессертаций - великий прорыв в науку! Председатель учёного совета В.Н.Сыров. (http://www.people.nnov.ru/syrov/)

В марте 2005 года консерватории присвоен статус «академия».

 

Светлое будущее

 

Бытие любого человеческого сообщества можно уподобить бесконечному путешествию корабля по штормующему океану современности. В зависимости от размеров сообщества - а это может быть и мельчайшая "ячейка" вроде новообразовавшейся семьи, и государство - корабль получается бόльших или меньших размеров. Сообщество, именуемое ВУЗом, подчиняется общим законам: держит нос по ветру, следуя курсом флагмана, в данном случае - государства Российского. А что мы определим доминирующим курсом? Три кита: свобода, капитал и "выживает сильнейший". Тяжелые условия для хрупкой ладьи искусства, но выбора у нас нет.

Поэтому наш капитан определяет дальнейший путь как "развитие вуза в условиях новых социальных и экономических отношений" (см. "Программа развития ННГК им.Глинки на 2001 – 2005 г." НН, 2001)

Итак, что же нас ждет в ближайшие годы?

Глобальное:

1. В следующем учебном году ожидается открытие новой специальности «Артист камерно-музыкального театра».

+ Будет весело! Театралы и хореографы - ребята хоть куда. А какие мы будем делать капустники!!!

- А где место взять? И так классов не хватает, а под такие факультеты надо как минимум еще одно здание. Не говоря уже о переполненном общежитии, которое и так в муниципальную собственность оттяпали. Того и гляди, выселять начнут.

2. "Укрепление влияния консерватории в культурной жизни города, региона, страны".

При существующем распределении бюджета и уровне культурной жизни мы Москве и Питеру все равно не конкуренты - в плане этого самого влияния.

3. "Интеграция в мировой образовательный и культурный процесс".

Учитывая все разговоры о включении российского образования в общую структуру европейского образования, преобразование дипломов специалистов на дипломы интегрированных магистров, эти планы грозят осуществиться.

4. "Формирование новой системы стипендиального и социального обеспечения студентов и аспирантов".

Что это за система - не очень понятно, но повышение стипендии студентам уже произошло. С января до полутора тысяч поднимают стипендию аспирантам.

О приятном:

Пункт "Обеспечение полноценного питания и усиление внимания к здоровью студентов".

+ Забота радует.

- Если под этот пункт попадает наша столовая - то это вопрос сомнительный.

Необычно:

- "Использование компьютерных способов оценки знаний".

Необычно это, конечно, только для нас - во всех мало-мальски продвинутых вузах не только контроль, но и лекционный курс существует в интернет-вариантах. А у нас до сей поры в консерватории нормального Интернета для студентов нет.

О молодых:

- "Последовательное снижение средних показателей старения научно-педагогических кадров путем привлечения на работу в консерваторию талантливой молодежи".

То есть, если ты себя к таковой относишь, да еще и мечтаешь работать в консе - все в твоих руках. Однако для этого надо потрудиться, ибо существует еще такой пункт, как

- "увеличение количества докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов" Задумывайте диссертации с пеленок!

Из области реализуемой фантастики:

-"Капитальный ремонт общежития"

Ремонт производится постоянно. Правда, «отремонтированное общежитие» как данность – вряд ли реально.

 

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок