На главную
Luk - Sex,  24-02-2008, Rocco::ФотоTracktor Bowling - THE BEST, 23-02-2008, Rocco::ФотоSTIGMATA: Acoustic & Drive Show 2008, 2-03-2008, Rocco :: Фото

**

Вузы

Люди и музыка  |  Благословляю вас на все четыре стороны…

Благословляю вас на все четыре стороны…

Благословляю вас на все четыре стороны…

Поверьте, не случайно эта стихотворная строчка свалилась на мою больную голову. А история произошла вот какая.

Ехала я как-то в электричке рано-рано утром. Солнце уже встало и назойливо светило в окна вагона. «Тепло и уютно - неплохо бы и вздремнуть.» Как вдруг...

- Доброе утро, уважаемые пассажиры! Извините за беспокойство. Вас приветствует транспортная торговля!

- Ну вот! - с негодованием подумала я, - и поспать не дадут.

- Вашему вниманию предлагаются... Далее шел подробный перечень товара, его достоинства, содержание и т.д.

Я подняла глаза на продавца, поймала его взгляд, но тут же с нарочитой незаинтересованностью стала смотреть в окно сквозь слепящее солнце. Мне стало не по себе: в продавце книг я узнала выпускника консерватории, ещё совсем недавно отыгравшего госы на «отлично». Выпускник суетливо отрекламировал товар и, торопясь, засеменил в другой вагон. «Мне неловко! А каково ему?» Удивление удивлением, но на деревьях деньги не растут. Хорошо, то ещё книги. В электричке. Невольно вспомнился и тот, что бутылки собирает. На улице…

И всё-таки как редко мы задумываемся о том, что же ждёт нас дальше - после окончания консерватории. Может, и задумываемся, но представляем весьма смутно и не до конца. Приблизительно так: «Отыграем Гос. Получим выстраданный диплом (или вкладыш). Напьёмся до одурения на выпускном с однокурсниками... Ну и всё тут!» А дальше-то - развилочка! Учимся ли по инерции или, наоборот, запоем – некогда подумать о ближайшем будущем. Репетиция, концерт, внезапная сессия, бесконечные семинары, кафедра (уже?!), и - бац! - новая программа! За процессом уследить не успеваешь! Какое там будущее?!

- А что же потом? - спросите Вы. А потом - как повезёт. Можно гастролировать по Европе или солистом в филармонию, можно на радио, на ТВ, или просто - свои диски в студии записывать; на худой конец - журналистом в газету:

- Хочешь работать в прессе?

- Хочу!

- Работай! Полно вакансий, только музыку не тронь - она сейчас не в «струе».

- Ла-адно. . .

Вот так ты и устраиваешься в глянцевый рекламный журнал. Тебя посылают за материалом. К сожалению, не на «Бориса» в оперный, а на чемпионат по дзюдо или, хуже, - на скотобойню. Тут и вздрогнешь, но уже не так, как когда-то от аккорда в начале Разработки (Красота и эмоции, увы, уже в прошлом!). Вот и выходят из-под твоего пера статьи - то про пельмени, то про тараканьи бега. А ты и рад, что всё так сложилось - и при деле, и при деньгах. Только чего-то не хватает. Чего же? А ... музыки.

Везёт ещё и тем, кто решил продолжить обучение дальше. «Аспирант - это звучит гордо!» Ещё два – три года мытарств, но зато есть надежда связать свою судьбу с Alma Mater. И пусть будет миллион подработок, но здесь, на этом Вокзале Мечты, ты будешь чувствовать

себя человеком. Такой вариант среди немногих прочих покажется тебе ярким светом в конце темного тоннеля.

А теперь осторожно взглянем на наши реальные

перспективы.

Итак, если вы всё же решили работать по специальности: МАЛОВЕРОЯТНО, что вы останетесь без работы, но ОЧЕВИДНО - её у вас будет выше крыши.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. КЛАССИЧЕСКИЙ.

Утром ты поёшь в церкви. Потом на всех парах летишь в музыкалку и пропускаешь через конвейер не один десяток детишек. Подрабатываешь в училище. В свободную минуту что-нибудь аранжируешь или пишешь фонограмму. На ночь идёшь сторожить киоск, но и оттуда тайком сматываешься, чтобы два-три часа поштырять в ресторане. Но ресторан - это по праздникам, а в будни приходится торчать в переходе. После всего этого в предутреннем бреду сочиняешь пару «симпатичных» мелодий в надежде толкнуть их

в какой-нибудь музыкальный театр. Засыпаешь на полчаса в процессе утреннего бритья.

Ты бы и рад выбрать что-то одно, да только жена просит норковую шубу, и ребёнок - новый велосипед (а тебе самому еле на пиво выгорает). Так и продолжаешь работать, потому что знаешь, что государство вспомнит о тебе в самую последнюю очередь, и ты уже не надеешься, что когда-нибудь получишь от него комнату в коммуналке.

От классического варианта случаются и ответвления. Они не существенны, если ты сядешь в оркестр. Ты будешь скромно счастлив, но муз. школы, училища и штырки в ресторанах тебе вряд ли удастся избежать.

Более вреден для здоровья

ВАРИАНТ ПЕРЕХОДНЫЙ.

Чаще всего в поисках работы мы оказываемся у дверей музыкальной школы. Этих заведений многие страшатся (что справедливо). Пару лет поучишь «зайчиков» и «ёжиков» или поводишь по 5 часов в день смычком туда-сюда с берушами в ушах, и твой Гос со скрипичным Чайковского или фортепианным Рахманинова покажется тебе либо райским сном, либо сладким наваждением. «А ведь когда-то мог», - с грустью подумаешь ты.

Все-таки решил посвятить себя педагогике? Очень хочешь работать в музыкальной школе? Но... вдруг ты баянист, виолончелист или, не дай Бог, балалаечник?

- Всегда рады вас видеть! - ответят вам в школе, - тем более с консерваторским дипломом! Замечательно! Только, будьте добры, походите по школам и наберите себе учеников сами.

И берёшь ты свою виолончель или свой баян и путешествуешь по окрестным школам. Тебе немного стыдно перед классным руководителем, и перед детьми тоже, что там говорить! Рассказываешь про инструмент, изображаешь что-нибудь эффектное, и . . . видишь, как

глаза у детей загораются.

- И я так хочу играть! - тянут они вверх свои руки. А вечером позвонит их мамаша и скажет:

- Извините, мол, не будем мы учить ребёнка на вашей ви-лан-чели, не модно это сейчас, понимаете? Мы лучше своего Васечку в большой теннис запишем.

Им не модно. А ты без нагрузки - и без хлеба. Деваться некуда - становишься курьером. Разносишь тяжёлые пачки газет по подъездам, забывая, что совсем недавно берёг свои руки для струн или клавиш. Зарплата - 300 "деревянных". В надежде хоть как-то изменить положение, оканчиваешь компьютерные курсы, потом - дизайнерские, но. . . нигде не находишь себе пристанища, потому что «как рыба в воде» - ты только в музыке.

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ. БЕЗЫСХОДНЫЙ.

Сначала пару лет пашешь на Государство и зарабатываешь кучу болячек. Пребывая в очередной депрессии, вдруг решаешь круто изменить свою жизнь. Для этого с большим трудом и мучениями убиваешь в себе любовь к музыке (при этом стараешься забыть про силы и годы, оставленные во время обучения в музыкальной школе, училище и консерватории). Находишь себя в новом деле, в бизнесе, например. Торгуешь косметикой или одеждой, или даже недвижимостью. Случается, встретишь своего однокурсника, да и

поинтересуешься, что он про кого знает. Занимательная беседа получается:

- Слушай, а помнишь Юльку, скрипачку? Где она?

- В рекламном агентстве.

- Да ты что?! И не жалеет?

- Нисколько.

- А Ленка, пианистка? Там же? Да ты чё-ё!? А тот

Славка, ага, флейтист? Вышибала!? Так он же тощий, как трость! А! Двери вышибает? Так бы и говорил, что занимается ремонтом...

Круг профессий, покорённых консерваторцами, расползается как блин на безразмерной сковородке. Так вот наговоришься с однокурсником и неожиданно откроешь для себя самые популярные профессии после окончания Консы: специалист по программному обеспечению компьютеров, крупье в казино, массажистка в салоне, официантка в баре, секретарша в фирме, танцовщица в клубе, вахтёр в общежитии, сторож в ларьке, уборщица в элитном доме... И уже хочется спросить другое – «А музыканты среди них остались?».

Был и такой прецедент. Встретились как-то в обслуживании элитного дома уборщица-музыкант, электрик-поэт и сантехник-живописец. И ходили они на работу с удовольствием, потому что имели счастливую возможность общаться друг с другом...

Раньше были хоть какие-то перспективы. А теперь - без раскрутки никуда, будь ты хоть трижды гениален! Заплати деньги - и играй спокойно! Хоть в Карнеги Холле.

Разве что... выучить программу и, как Рихтер, рвануть в глубинки, поиграть там Шуберта на разбитом пианино с западающими клавишами и скрипучей педалью. Вроде как экзотика. Только. . . да мало ли будет этих «только», пока до места назначения доберёшься?

Так что либо рвись в БЗК (если там не поёт Пугачёва), либо музицируй в школе перед учениками.

Когда-то мудрый профессор показывал мне и сокурсникам фотографии своих выпускников 60-х - 70-х годов. Он с гордостью говорил: «Вот этот стал юристом, а эта директором крупного предприятия. Видите, насколько универсально консерваторское образование.» И мы соглашались. А сейчас, когда мне говорят, что она состоялась как хорошая секретарша только благодаря обучению в Консе, я слышу в этих словах ноту оправдания (пальцы, что ли, по кнопкам быстрее печатают?).

Консерваторское образование, безусловно, более специфично, чем в других ВУЗах. Оно раскрывает качества, характеризующие твою индивидуальность, развивает тебя творчески. Личностный подход теперь - редкость, правда, и он не адаптирует нас к реальности. А потому - не только свою профессию, но и своё отношение к жизни мы меняем чаще, чем другие.

У девушек есть ещё шанс реализовать себя в семье и детях. С ребятами бывает сложнее. Один, руководствуясь признанием и амбициями, решит полностью отдаться Музыке. Творчество – стезя ответственная, поэтому придётся пожертвовать многим - работой, семьёй. Так недолго и холостяком заделаться. Ну и что - зато никто не будет мельтешить перед глазами, мешая Его сокровенному воссоединению с инструментом. И вот Он уже прослыл чудаком «не от мира сего», и окружающим уже кажется, что взгляд у него полубезумный, и ещё что-нибудь... Но разве это имеет значение, когда Он предан только Музыке? Другой попробует рискнуть. Уж очень сильно желание стать преуспевающим деловым человеком, не прерывая связь с музыкой. Благородно. Только в современном мире, где всё измеряется цифрами, и талант, зачастую, не берётся в расчёт, эмоционально-хрупкому мужчине-музыканту очень трудно будет удержаться на плаву. Ещё труднее – встать на ноги. И может, тогда мы вспомним, как он играл Баха или Рахманинова, когда узнаем, что перспективе стать вышибалой он предпочёл бутылку, иглу или петлю... Если бы были перспективы, мы бы реже теряли друзей.

Но однажды и ты, вчерашний студент и сегодняшний дипломированный специалист, будешь покидать эти стены. Выйдешь на порог, переведёшь усталый взгляд с Глинки на Чайковского, улыбнёшься в последний раз Ей, твоей Alma Mater, потом повернёшься и подвижной, но неуверенной походкой уйдешь... И словно вдогонку донесётся тебе Её голос: «Благословляю Вас на все четыре стороны...»

Прочитал? Какая-то сквозит во всём этом безнадёжность, не так ли? Знаешь, ты только сейчас, да, именно сейчас, обо всём этом не думай. Лучше учись! Беги скорей в фонотеку или на спец - может, тебя уже заждался преподаватель. Просто поверь – ты лучше и талантливее, чем те, кто уже ушёл. Может, у них просто не сложилось?

Светлана Антонова

 

Вход


HomeКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияe-mail
© 2000-2011 Студенческий городок